Амнезия у стариканаЦинизм и лицемерие современной власти в Узбекистане проявляется не только в искажении демократических ценностей и подмены их понятий, но и переосмыслении прошлого, причем с явным проявлением лжи к фактам и событиям, и негативного отношения к наследию советской истории, которая завершилась четверть века назад и до сих пор остается в памяти большинства населения. В своей речи Ислам Каримов противоречит самому себе. Если страна начала путь к независимости, то почему Союзный Центр должен в чем-то помогать? Отвалили от СССР – живите самостоятельно, сами решайте свои проблемы и дела – это объективно, зачем скулить на бывшую метрополию? Нужно отметить, что к этому моменту Москва практически не имела влияния на союзные республики, у России хватало своих забот, так что действительно какой-то особой поддержки ждать не следовало. Говоря о незнании ценовой политики по хлопку и золоту, то узбекский президент лукавит. Или он был неинтересующимся ничем министром финансов (1983 год), или никчемным председателем Госплана УзССР, если не занимался вопросами ценообразования на стратегически важные ресурсы, или просто пытается скрыть правду. Москва не могла делать из этого тайну, ибо никакого смысла в этом не было. Все цены определялись с учетом издержек и прибыли, и Москва не могла просто так диктовать свои условия. Цены на конечную продукцию определял не центр, а реальная промышленная ситуация, были оптовые цены промышленности, а были розничные цены – это не одно и тоже. И продавать хлопчатобумажные изделия ниже себестоимости – это не вписывается ни в плановую, ни в рыночную экономику. Если, конечно, это не плановая убыточность. А что касается золота, то по количеству зубных протезов на челюсть из золота и колец на пальцы мы, наверное, обогнали все республики. А если быть объективным, то и в настоящее время узбекистанцы не знают, куда девается узбекское золото, которое добывается по 120 тонн в год. Изредка всплывают данные, например, об экспорте «желтого металла» в западные страны. Но где оседают деньги от продаж, почему хранится наше золото за рубежом, кто управляет этим ресурсом – вы когда-нибудь слышали такую информацию? Зто известно о теневых операциях на фабриках, что производят золотые слитки, якобы, для нужд Узбекистана. А вот фразы о том, что «у нас не было ни одного органа управления, ни одного органа планирования» свидетельствует о циничности или полной амнезии Ислама Каримова. Узбекская ССР была полноценной республикой – имелся парламент, правительство, местные (территориальные) и отраслевые органы власти. Без этого республика не могла существовать. А разве сам Каримов не был министром финансов, заместителем председателя, а затем и главой Госплана? Были ведь еще и Госснаб, министерства и ведомства, которые оперировали собственностью и активами на миллиарды долларов. Например, в 1990 году 35% объема промышленной продукции производилось промышленностью союзного подчинения, 65% - подведомственные Совету министров УзССР(3); общая прибыли по республике достигала 7,7 млрд. рублей, при этом по предприятиям и организациям союзного подчинения – 1,9 млрд., по подведомственным узбекскому правительству – 5,8 млрд. (4), или 75% от общего объема (то есть лишь 1/4 часть формировалась Союзом). В органах управления было занято 2% населения, например, в 1985 году – это 102,7 тыс. человек (5). Если нет, как утверждает Ислам Каримов, органа управления, то чем занимались эти люди? Что делал сам президент в прошлом, если протирал штаны еще на высоких партийных должностях – в Кашкадарьинском обкоме КПСС и ЦК Компартии Узбекистана? Полную профанацию Ислам Каримов подтвердил, когда публично сказал о том, что Узбекистан не знал, как собирать налоги, как пополнять казну. Точнее, не знал этого сам экс-министр финансов, видимо, не знакомился с механизмами работы вверенного ему ведомства и особенно не втягивался в процесс государственного планирования финансовых активов. Республика имела свой государственный бюджет, естественно, с доходной и расходной частью. В 1988 году доходы достигали 10,9 млрд. рублей, включая налог с оборота – 3,3 млрд., платежи из прибыли – 1,5 млрд., отчисления от прибыли – 0,9 млрд., подоходный налог с кооперативных учреждений – 0,14 млрд., госналоги с населения – 1,1 млрд., средства госсрахования – 0,8 млрд. В период «перестройки» появились частные предприятия и сформировались новые механизмы сбора налогов, появились уже не фининспекторы и ревизоры, а налоговые инспекторы, таможенные сотрудники, которые взимали все, что требовалось по закону. И последнее: Ислам Каримов упоминает о периоде, когда не оставалось муки. Это был период развала СССР, когда каждая республика замыкалась сама в себе, не желая функционировать дальше в рамках общесоюзного разделения труда и, естественно, поставлять свою продукцию. Мы не экспортировали хлопок и фрукты в европейские части – взамен не получали оттуда муку и машины, все это так, что уж пенять Союзный Центр, утративший силу влияния. Раз стали независимыми, то должны были искать сами выход из сложной ситуации. Только зачем это втулять как китайскому премьеру, так и депутатам Олий Мажлиса, большинство из которых прекрасно помнят те времена. А статистика – так ее можно искажать, но правду-то не сотрешь из памяти. © Copyright: Алишер Таксанов, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|