Когда не в рейтинг
«Президент поручил мне закончить строительство Tashkent City за три года. Я встречался с более чем 700. Все они отказались участвовать, потому что проект не был привлекательным", - заявил Хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев.
Этим самым глава столицы подтвердил, что Узбекистан не является страной, привлекательной для иностранного бизнеса и инвестиции. Этот имидж наша республика получила не в один момент, а в течение четверти века, пока в государстве коррупционные формы стали преобладать в экономической политике и управлении национальными ресурсами, а откаты и взятки стали самыми действенными механизмами по развитию. Иностранцы оценивают наши реалии не по словам президента и его придворных экспертов, а через призму международных рейтингов. При этом в расчет берут не индексы уровня счастья, где Узбекистан входит в число лидеров (44), и благотворительности (38 место), а Индекса коррупции, в котором за 2017 год Узбекистан получил 157 место между Гаити и Зимбабве; индекса верховенства закона, где Узбекистан на 91 месте между Доминиканами и Мексикой; индекса экологической эффективности (136 место); индекса социального прогресса (85 место между Гватемалой и Монголией). А из-за отсутствии реальных данных Узбекистан не нашел себя в списке Глобального Индекса инноваций, Индекса глобальной конкурентоспособности.
Инвестором нужно оценивать объемы взяток для власти (т.н. "скупка государства") и защита своих капиталов (как это позволяет национальное законодательство), если коррупция окажется недостаточной для продвижения своих интересов. Обычно коррупция - явление неустойчивое, все договоренности расстворяются под давлением изменившихся событий. Поэтому средние и мелкие инвесторы (в мире они - главная движущая сила) отказываются работать в недееспособных государствах, а крупные работают недолгое время и стараются выжать все из страны, чтобы возместить свои издержки, включая коррупционные затраты.
"Потом я объяснил представителям компаний Murad Buildings и Real House привлекательность проекта и пригласил их участвовать в проекте. Несмотря на трудности они согласились", - продолжил рассказывать новоиспеченный хоким Ташкента в ответ на критическое исследование OpenDemocracy о непрозрачности проекта "Ташкент-Сити". Указывается, что две фирмы Akfa Dream World и J-United, участвующих в этой сделке, принадлежат самому Джахонгиру Артыкходжаеву. Как верном подметили исследователи, произошел конфликт интересов.
Сам же хоким ловко отвертелся: "Президент предложил построить конгресс-холл и гостиницу. Akfa Dream World стала подрядчиком, но когда здания будут готовы, они будут переданы государству. Они не будут источниками дохода для компании». Иначе говоря, подрядчик получит свою прибыль, продав объект государству, а все заботы по управлению и эксплуатации лягут на государственный бюджет. И не известен коммерческий результат, возможно, он будет таким же убыточным, как Дворец Международных форумов. Но это уже не головная боль "инвесторов", ведь развитие объекта они не ставят себе в задачу.
Другие статьи в литературном дневнике: