Утратил... и не обращусь

Алишер Таксанов: литературный дневник

Всего две строчки в письме от МИД Узбекистана, и в них я чувствую не только безразличие к судьбе того, кому пишут, но и презрение, смещанное с ехидством: "Вы утратили гражданство Республики Узбекистан". Решение принято президентом Исламом Каримовым 16 июня 2014 года, то есть почти пять лет назад. Никаких пояснений не имеется, видимо, сотрудники Консульско-правового департамента не стали утруждать себя этой работой. А, скорее всего, министр Абдулазиз Камилов спустил команду ничего подробно не давать - хватит самого извещения, что Таксанов - БОМГ (без определенного места гражданства).
Не стану упрашивать их, благо есть Интернет и есть куда посмотреть - там достаточно информации, а логически мыслить я умею. Итак, смотрю в Закон о гражданстве, где написано:
"Статья 21. Утрата гражданства Республики Узбекистан
Гражданство Республики Узбекистан может быть утрачено:
1) вследствие поступления лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;
3) если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
4) если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности;
5) если лицо приобрело гражданство иностранного государства.
Лицо, принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати дней обязано сообщить о данном факте в органы внутренних дел или консульские учреждения Республики Узбекистан за границей. Гражданство Республики Узбекистан утрачивается со дня издания Указа Президента Республики Узбекистан".


Что может быть применимо ко мне?
Пункт 1 не может быть реализован, так на службу в органы правопорядка я поступил в 2016 году, то есть спустя два года после утраты гражданства.
Пункт 3 так же бессмысленен, так как гражданство Узбекистана я получил автоматически с гражданства распавшегося Союза ССР в сентябре 1991 года. В 1995 году у меня уже был узбекский паспорт.
Пункт 4 имеет политический подтекст и туда можно приписать все что угодно, например, сотрудничество с Международной кампанией по запрещению противопехотных мин (лауреат Нобелевской премии мира 1997 года) может рассматриваться как нанесение существенного ущерба обществу и государству, так как мины, по мнению властей, это надежный гарант безопасности страны; а мои статьи о коррупции - это преступление против мира и безопасности (то есть "мирного неба" и "Великого будущего").
Пункт 5 - я до настоящего времени не приобрел гражданство другого государства.
Остается пункт 2, но вот тут начинается полный правовой беспредел.
Потому что закон не дает пояснение, что является "уважительной причиной", а любой чиновник может интерпретировать так, как ему вздумается. Для одного что-то является уважительной причиной, для другого это не уважительная причина. Туманность формулировки порождает коррупцию и репрессии в отношении любого лица, особенно не лояльного к власти.
Непонятно, как беженец может встать на консульский учет Узбекистана, если он бежал от правящего режима? Это нонсенс. Но это уважительная причина, так как он просил убежища не от страны, а от определенной власти, которая его преследует по политическим мотивам. Беженец не вправе контактировать с органами власти своей страны, иначе его статус беженца бессмысленен. Поэтому я не общался ни с кем в правительстве Узбекистана или с дипломатическими миссиями.
Но само по себе утрата гражданства лишь из-за того, что не встал на консульский учет, это полный бред. Сам факт невстатия не является криминальным или нечто противозаконным, неестественным. Нет закона, требующего от гражданина фиксировать себя где-либо. Возможно, это практика лишь авторитарных/тоталитарных государств, ибо в демократическом государстве подобный механизм просто антиконституционен.
У меня есть друг из Боливии, он 25 лет не был на родине. Когда он прилетел домой по просроченному давным давно национальному паспорту, то ему никто ничего не сказал. Он спокойно обменял паспорт и вернулся в Швейцарию. Потому что даже со старым или просроченным паспортом он остается гражданином Боливии! И даже не отмечаясь в консульстве своего государства, не участвуя в голосованиях и других мероприятиях, он продолжает быть боливийцем.
Но удивительно другое, уже от не-гражданина Республики Узбекистан узбекские власти требуют, чтобы он "в течение тридцати дней обязан сообщить о данном факте (получении гражданства - прим.А.Т.) в органы внутренних дел или консульские учреждения Республики Узбекистан за границей". А ведь получивший другое гражданство человек может похерить этот пункт в законе, так как не увязывает себя какими-либо обязательствами с республикой. Ведь государство похерило этот 30-дневный срок после подписания указа в отношении меня, не сообщило, что я теперь не-гражданин Узбекистана!
В законе о гражданстве есть еще "Статья 18. Восстановление в гражданстве Республики Узбекистан", где оговаривается: "Лицо, которое ранее состояло в гражданстве Республики Узбекистан, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве Республики Узбекистан в соответствии с требованиями настоящего Закона".
Могу уверить вас, господин Шавкат Мирзияев, а также его слуга министр индел Абдулазиз Камилов, к этой статье я никогда не обращусь. Если я для страны "персона нон грата", то нет смысла возвращаться туда, где ты не нужен. А в рабство я не вернусь никогда.



Другие статьи в литературном дневнике: