Спутал карманы

Алишер Таксанов: литературный дневник

"А ты не путай свой карман с государственным", - так в запальчивости заявил водитель служебной машины своему патрону - товарищу Саахову (к/ф "Кавказская пленница").
Похоже мэр столицы Узбекистана Джахонгир Артыкходжаев, который одновременно является и бизнесменом крупного масштаба, спутал свои карманы с государственным бюджетом. "Например, в одном доме живет 16 семей, 14 из них согласились, а 2 — нет. , мы никак не можем это оплатить. Завтра придут с проверкой и спросят. „Ты почему заплатил столько?“ Мы же не частная компания, а хокимият", - заявил он при встрече с общественностью города и журналистами (цитирую с "Газета.Уз" - прим. А.Т.).
Я не совсем разобрал роль городской администрации в финансировании сугубо частного проекта. Как было заявлено ранее, это инвесторы, заинтересованные в строительстве "Ташкент-сити", оплачивают жильцам данных районов, попавших под снос, стоимость их жилья. Почему хокимият должен платить из своего бюджета - на это предусмотрены статьи расхода? Хотя, учитывая косвенную экономическую заинтересованность самого градоначальника в этом проекте, то можно говорить о некой схеме коррупции, когда уже власти разрешают финансовые проблемы с гражданами, а зарубежные инвесторы начинают работу на "чистом месте", без претензий к ним со стороны людей. Но власти, безусловно, разрешают своими привычными способами, которые далеки от справедливости, рынка, прав собственности и т.д. - это полный произвол и репрессии.
Меня смущает другое. Зачем сносить центральные части города, где уже налажена инфраструктура жизни - дома, школы, больницы, дороги, магазины, метро, канализация. Разве нет пустынных территорий, где можно развернуться этим самым инвесторам? Зачем вынуждать людей покидать свои дома - кому нужен "сити"? Это не стратегический объект, типа, военной базы, аэропорта, ж/д вокзала, то государство не обязано осуществлять "великое переселение народов". А так возникает ощущение внутренней депортации по сталинским лекалам 1938-45 годов...
Почему инвесторы заинтересованы в строительстве зданий, коммерческая ценнность которых до сих пор неясна? Если строится гостиница, то есть ли ТЭО? Будет ли обеспечена загрузка номерного фонда? Устроят ли цены за номер туристов? Кто будет эксплуатировать здание - не сами же инвесторы, значит, должен быть предварительный договор с гостиничной сетью на менеджмент или на покупку. Но этого нет. Есть только планы и красочные диафильмы. Имеется план строительства то ли школы, то ли детского сада, но при этом не дается пояснение, эти объекты будут оказывать услуги населению на платной основе или за счет бюджета города. Кто купит квартиры или офисы в небоскребах - имеются ли предварительные заявки от фирм и горожан? То есть кто в итоге станет хозяином всего "сити" - государство или частные компании?
Это связано с пониманием, что такое инвестиция. Если инвестор возводит объект и сам его эксплуатирует, используя местные ресурсы (рабочую силу, строительные материалы, фабрикаты, энергию), продвигает услуги и товар на экспорт или для внутреннего потребления, то это инвестиция. Потому что сам инвестор реализует свой проект и несет коммерческий риск. Но если в итоге все продадут государству и власти вынуждены будут содержать "сити", то это уже не инвестиция, а обычное освоение финансово-материальных средств из государственного бюджета. То есть строительная компания выступает обычным подрядчиком заказа, но не инвестором.
Но, похоже, Артыкходжаев умело прячет эту часть. Ведь "легко" выдавать частный интерес в государственных прожектах как некую рыночную политику. Хотя политика ясна - выкупить землю за "малую кровь" и впихнуть богатеньким "буратино" за золотые монеты. Похоже роль кота Базилио градоначальнику больше подошла: жадность и отсутствие совести.



Другие статьи в литературном дневнике: