Pecunia non olet

Алишер Таксанов: литературный дневник

Три больших чиновника ответили, как они понимают инвестиции. Так, первый заместитель министра экономики и промышленности Равшан Гулямов заявил: «Если мы привели инвестора, кто-то выступает инвестором, то первое — мы должны соблюдать его права. Если по закону он не должен предоставлять какую-то информацию, то мы не можем ее требовать. Самое главное — вносит этот инвестор инвестиции или нет. То, что он нам обещал, выполняет или нет».
Заместитель министра инвестиций и внешней торговли Лазиз Кудратов отметил: "По законодательству мы не имеем права затребовать дополнительные сведения об учредителях. Мы ставим условия, чтобы инвесторы вложили средства, взяли на себя юридические обязательства по реализации проекта, подписались под документами, и они могут работать».
"Если мы у каждого инвестора будем спрашивать бенифициара, то можно закрыть ворота Узбекистана, сюда никто не придет», — заявил хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев.


Для восприятия всего вышесказанного легче использовать выражение римского императора Веспасиану "Деньги не пахнут" (Pecunia non olet). Хотя тема той эпохи стало внедрение налога на урин (по другой версии - взимание платы за пользование общественных туалетов), однако в наше время это выражение означает на не вполне чистый источник доходов.
Три чиновника желают, чтобы их проект "Ташкент-сити" был привлекательным для инвесторов и с этой целью огораживают себя от мировой практики проверки вкладываемых капиталов. Между тем, источники возникновения капиталов имеют большое значение для экономического развития и формирования политической среды. Развивающиеся страны, испытывающие дефицит в финансовых средствах и технологиях, создают "оазисы" для коррупционных схем и превращаются в "стиральные машины" для наркокартелей, организованных преступных группировок, контролирующих игорный бизнес, торговлю людьми, контрабанду товаров, нелегальные поставки оружия и многое другое. В итоге они подминают политическое руководство государства, способствуют разложению институтов власти, а экономику подгоняют под свои требования и условия. В итоге страна деградирует, а не развивается.
И то, что предлагают узбекские чиновники, может завлечь только криминальные структуры, особенно из далеких стран, с которыми у Узбекистана нет особых контактов и проверить капиталы весьма затруднительно, например, из Латинской Америки (Колумбии, Мексики, где сильны влияния наркокартелей), Центральной Африки (диктаторские режимы и бандитские движения), Ближнего Востока (террористические организации). Вложенные в недвижимость или такие проекты как "Ташкент-сити", они приобретают статус легализованных, чистых, и после уже спокойно могут обращаться в мировой финансовой системе.
Ответственность за легализацию будет лежать на Узбекистане. А то, что проект потом будет передан узбекским властям под управление, заявил сам хоким города. То есть "инвесторы" просто "помоют" свое бабло, а эффективность "сити" ляжет тяжким бременем на государственный бюджет.
Самое интересное, что "сити" - это не проект важных таких объектов для столицы как мусороперерабатывающий завод и инфраструктура сбора и складирования мусора, не больницы и детские сады, не водоочистительные сооружения и даже не оборудования для медицинских центров, а помпезные фешенебельные здания, где будут размещаться офисы, то есть организации, делающие деньги из воздуха. Наверное, пускать пыль в глаза при нищете (а в 30 км от Ташкента уже нет газа в домах и канализации) - это наша ментальность. И уже в ментальность входить не "внюхиваться в деньги"...



Другие статьи в литературном дневнике: