Следы нашей истории

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прежде всего, хочу сказать: я человек, который никогда не имел власти, мои подписи не стоят под документами, принуждающих кого-то к чему-то. Я всегда высказывал лишь свое мнение или проецировал мнение других, как альтернативу, как чью-то позицию. Со мной можно соглашать, можно спорить, я готов к дискуссии, но не потерплю, если она переходит за рамки приличий, приобретает форму оскорблений или - что нисколько не лучше! - просто бреда.
О памятниках.
Их воздвигали в разные годы и по разным причинам, но они исторически связаны с нашей республикой. Сносить их - это неуважение к нашей истории, особенно к событиям далеких лет. Мы не в силах изменить то, что происходило 150 или 600 лет назад, но мы можем оценивать их и осознавать, что пережили наши предки, как они жили и какое время властвовало тогда.
Нет памятника Ивану Грозному или Наполеону, поскольку они никак не соприкасались с нашей страной, но есть памятники Джалолиддину или Беруни. Есть памятник Пушкину, как одного из символа мировой литературы и на языке которого говорят многие узбекистанцы, и есть Алишер Навои в Москве - как символ узбекской литературы, которую изучают в России.
Но спор о другом.
И дело не в Ташкентском часовне-могильнике 1886 года, установленном над солдатским погребением, а вообще над всеми памятниками, которые были, есть и будут в стране. В одно время Ислам Каримов - ярый противник всего советского! - приказал убрать памятники, барельефы, символы той эпохи, этим самым кастрировав нашу историю. Памятники - это материальные свидетельства того времению. Может, Каримов принимал решение не единолично, а советуясь с кем-то, но учитывая, что его окружали такие же мерзавцы и подонки, то исход таких советов был очевиден.
Был убран памятник узбекскому генералу Сабиру Рахимову, который для каждого узбека считался символом победы в Великой Отечественной войне. Перенесли памятник семье кузнеца Шамухаммедова, приютившего сирот-беженцев из европейской части СССР, из центрального места Ташкента на окраину, куда люди редко ходят. Этим самым Абдуганиыч оскорбил всех узбеков. Также перенесли памятник первому узбекскому президенту Юлдашу Ахунбабаеву, и хотя его роль в истории нашего края можно рассматривать по-разному, однако все равно он был главой государства и исторической личностью.
Никто не сносит могильные памятники на кладбище Коммунистическая на Чигатае, Ташкент. Там прах общественных и государственных деятелей, оставивших свой, может, неоднозначный след в истории Узбекистана. Потому что это кощунство. Сносить часовню русским солдатам - это тоже самое, ведь мертвые не могут за себя постоять. Мы не варвары. Просто следует принять, что это след прошлого.
Я считаю, что можно было сохранить памятники Туркестанским комиссарам у вокзала "Северный" - потому что они участники тех событий 1918 года, а это наша история. Интерепретировать те события каждый может как хочет, но для истории стоит лишь поставить информационную табличку, кто эти люди и что они сделали. Я был против, что на станции метро снесли гербы 15 союзных республик, потому что мы долгие десятилетия состояли в СССР, и это тоже наша история.
Можно было перенести в отдельный парк истории памятники Карлу Марксу, воину - защитнику южных рубежей (стоял у ТуркВО), барельефы со здания пограничных войск и другие, так как они - символы той эпохи, а зачем нам ее забывать? Можно не гордится, но знать надо.
Я был против установления памятника Амиру Темуру в Ташкенте, считая, что его достаточно в Самарканде, но и против того, чтобы сносили - он тоже символ истории. Раз уж стоит, то следует принять как данность - он есть символ тирана Ислама Каримова.
Я, кстати, особо против памятника Исламу Каримову, этому мерзавцу, подонку и негодяю, превратившему цветущий край в республику гастарбайтеров, коррупции, репрессий, лжи и обмана, кормившего народ байками о Великом будущем и особом пути по национальной модели, а сам взрастивший клан воров и прихлебателей. Но я также против, чтобы его снесли, потому что хочу в один прекрасный день прийти к "Ок Сараю" с внуками и сказать им: "Смотрите, эта сволочь лишила меня узбекского гражданства, а вас - родины!" Может, кто-то придет плюнуть, вспомнив о репрессированных им родных и близких, а кто-то поклониться и поцеловать постамент, благодаря за "мирное небо" и что "не сломили колени".
Нужны новые памятники? Ставьте! Всем личностям и группам, созидавшим на земле, приносившим достижение и прогресс - и наши потомки по ним будут изучать наше время. Согдийскому военноначальнику Спитамену, оказавшему сопротивление Александру Македонскому. Царице массагетов Томирис, воевавшей против персидского царя Кира Второго. Восставшим сербедарам в Самарканде против монгольских завоевателей. Я буду рад, если появится памятник русскому писателю Леониду Соловьеву, написавшему "Повесть о Ходже Насреддине", - человеку, знавшему не только узбекский и арабский языки, но и культуру, историю нашего края.
Это мое мнение. Кому-то оно не понравится, кто-то согласится.
Мое мнение - это право моего взгляда на вещи, меня окружающие. Никому не насаждаю...



Другие статьи в литературном дневнике: