Кувасайцемент для Гульнары

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, бойвачча Ислам Каримов-младший упомянул бизнесмена Джасура Абдурахмонова, с которым долгое время работала его мать Гульнара Каримова. Сам же Дж.Абдурахмонов в интервью "Кун.Уз" расписал этот период в самых трагических тонах, хотя отдельной строкой указывал на свою практическую и положительную значимость там, куда его ставили на ответственные должности. Так, в частности, он затронул завод «Кувасайцемент», где, с его слов, был председателем наблюдательного совета:
"С 2003 по 2005 годы, когда я работал в Кувасае, мы достигли отличных результатов в деятельности завода. Объясню на одном примере – тогда на заводе с годовой производственной мощностью 950 тыс. тонн мы достигли производительности 1,080 млн. тонн в год. Благодаря этому в Женеве я даже получил награду за эффективность управления. В то время наши дивиденды возрастали до 1300%. Гульнара в качестве акционера сама официально получала дивиденды. Контрольный пакет предприятия был в её распоряжении. Однако доход не тратился на развитие предприятия, а вывозился.
Я узнал, что в 2006 году «Кувасай цемент» был выставлен на продажу, и выступил против этого. В последствии в суде рабочие завода также подтвердили этот факт. Насколько мне известно, Гульнара продала контрольный пакет купленного за бесценок завода за $35 млн., тогда как этот завод стоил не меньше $100 млн.".


По некоторым данным, "Кувасайцемент" производил 10% всего цемента в республике - это меньше, чем другие четыре завода такого же профиля. По моим сведениям, Гульнара Каримова продала не один, а два завода, включая "Бекабадцемент" (15% всего производства в стране), причем нисколько не продешевив, поскольку на тот момент эти предприятия были технически и технологически отсталыми (позже "Бекабадцемент", как говорится, "отжали"). Новые инвесторы, которые получили доступ к активам при посредничестве одного казахского олигарха, вложили в "Кувасайцемент" $150 млн. (Visor), но это произошло значительно позже, когда Дж.Абдурахмонов не работал. Более того, должность главы Наблюдательного совета - это всего лишь контролирующая функция, в реальности все проекты реализуются генеральным директором и его командой исполнителей. Иначе говоря, Дж.Абдурахманов не мог влиять на реализацию тех или иных инвестиционных или технологических заданий.


До меня дошла одна из реплик по данной теме: "По крайней мере в отношении того, что при нем мощность "Кувасайцемента" увеличилась, - он говорит неправду. Кроме того, до 2006 года цемент был дефицитный товар, официально они цены поднять не могли, потому что цемент, кроме всего прочего, был предметом ценового регулирования. И купить его можно было на заводах так: часть суммы перечислением по договору, а часть - в "лапу" налом. В ноябре 2006 года приняли Постановление Кабинета Министров, и весь цемент стали продавать, в основном, через биржу и по рыночным ценам".
Получается, что завод до правительственного решения работал по "серым схемам", там где учет наличных денежных средств был трудно осуществим - вот где "Коландайк" теневой экономики и, естественно, коррупция, ибо без надзорных органов такое осуществить было невозможно. Возможно, Дж.Абдурахмонов контролировал именно нал для Гульнары, но в какой-то момент "скрысил" (то есть утаил), чем вызвал гнев старшей дочери президента. Поэтому она и удалила его из Наблюдательного совета. Как на самом деле может знать только прокуратура, или Гульнара с Джасуром... Я всего лишь привел вероятность такого момента, учитывая, что страна при Исламе Каримове жила сама наполовину в "тени".


И все же слова Абдурахмонова вынудили меня обратить внимание на официальный сайт "Кувасайцемента". Там отмечалось, что до 2003 года завод награждался международными премиями 4 раза: 17 ноября 1997 года в Мадриде; 25 октября 1999 года в Женеве; в 2001 году; 25 марта 2002 года, то есть до того как "человек" Гульнары занял ответственный пост.
При Дж.Абдурахмонове награждение было один раз: "17 сентября 2004 года Международный Фонд «За Высокое Качество в Деловой Практике», за экономические показатели, высокий уровень корпоративных движений и за безупречную репутацию присудил награду «Золотая медаль». Однако это не именная награда, а медаль присуждалась АО "Кувасайцементу", то есть юридическому лицу. Причем экономические показатели вытягивали непосредственно менеджеры, а не Наблюдательный совет.
Однако, как считают многие эксперты, все эти международные премии - афера. Никто в Европе не отслеживает работу каких-то провинциальных предприятий, не делает анализа или исследований. Просто в середине 2000-х была такая мода: присылали письмо, предлагали оплатить, а потом в одном из шикарных гостиниц представителей узбекского бизнеса награждали побрякушкой, которая не имела никакой ценности, но зато громко звучит в самой "банановой" республике. Такую аферу обычно прокручивали выходцы из Союза, которые прекрасно знали, на что клюют провинциальные предприниматели.


Все последующие награждения и сертификации произошли после 2005 года, включая межгосударственный стандарт ИСО 9001-2000, то есть когда Дж.Абдурахмонов уже отсутствовал. Кроме того, улучшение экономических показателей тоже произошло позже: так, как отмечается на сайте, "в 2006-2007 годах на вращающихся печах произведено модернизация цепной зоны, установлены частотные преобразователи, стационарные газоанализаторы и тепловизоры (сканеры), что в конечном итоге дало свои положительные результаты — увеличено часовая производительность печей и экономия топливо-энергетических ресурсов, улучшен контроль за качеством клинкера. Также установлены современные электронные автовесы для ведения точного контроля за взвешиванием сырья и продукции. В 2009 году введена в эксплуатацию новая сырьевая мельница №2 производительностью 300 тыс.тонн сырьевого шлама в год".



Другие статьи в литературном дневнике: