Их ушли

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я и не сомневался, что общая цензура и корпоративная цензура в Узбекистане сохранилась, не смотря на то, что президент Шавкат Мирзияев вроде бы взял курс на либерализацию страны. Только эта либерализация происходит там, где угодно власти, но не там, где эта власть переходит под контроль гражданского общества и где ставятся острые вопросы в резонансных событиях.
Например, нет дискуссий на ТВ, почему в период эпидемии не был введен режим ЧС, а объявили о самоизоляции, за нарушение которой штрафуют и наказывают - абсолютно неправовое действие властей. Зачем бронетехника и автоматчики на улицах городов - кто-то прогнозирует нашествие зомби или восстание? За отсутствие маски на лице готовы стрелять и давить колесами БТР?
Но сейчас тема о другом...
Итак, два журналиста - Жамолиддин Бабаджанов и Бобур Акмалов - в рамках радио передачи "Futbol+" от Oriat Dono подвергли критике телеканал «Узбекистан 24» за приукрашивание текущего положения на Сардобинском водохранилище. С их слов, событие трагичное, а ТиВи демонстрирует довольные лица, как будто сюжет срезан с Северной Кореи.
В ответ большой начальник Национальной телерадиокомпании Узбекистана Алишер Хаджаев, потрясая кулакими и плюясь по сторонам, изверг целую тираду своего возмущения: "Каждый вправе высказать свое личное мнение по тому или иному вопросу. Но если член одной семьи (например один из братьев) приходит к соседу и оскорбляет своего брата, то это всегда расценивалось народом как противоречащее узбекской духовности явление. С одной стороны, двое наших коллег выражают совершенно необоснованную и неуместную критику деятельности большого коллектива, в котором они работают, с платформы другого СМИ (и в процессе они даже не осознают, что отклонились от обычных правил культуры). Во-вторых, скептицизм и высмеивание эффективности работы, проводимой для улучшения ситуации в период испытаний для страны, со стороны этих граждан, мягко говоря, поражают".
После чего "биг босс" поставил вопрос ребром: нуждается ли НТРК «в услугах этих двух сотрудников, которые не признают корпоративную этику"?
Естественно, "их ушли" - два журналиста покинули Телерадиокомпанию. И иначе и не могло быть в этой среде...


Мне кажется, А.Хаджаев передергивает, пытаясь увязать ситуацию среди родственников с работой журналиста. Для меня это абсолютно неуместное сравнение. Родственные связи призваны сохранять семейные ценности и какие-то родовые тайны, это в какой-то степени не публичная сфера, а журналист просто обязан говорить о проблемах государства и общества - именно за это ему платят деньги, за информирование людей реальной информацией. Корпоративные отношения - это не родственные отношения, здесь сотрудники работают с целью эффективности своего информационного бизнеса, и если потребители недовольны качеством сообщений, то журналисты обязаны менять формат и специфику работы. Действительно, сводки о событиях в Сардобе урезанные, однобокие, журналисты не проводят своих расследований, не задают острых вопросов власти, к тем, кто имел отношение к проектированию, строительству и эксплуатации водохранилища. Возможно, именно на это упирали Жамолиддин Бабаджанов и Бобур Акмалов.
То что они вынуждены были критиковать ситуацию с другой платформы - с территории радио - так это из-за того, что на самом НТРК подобное невозможно - здесь жесткая иерархия движения информации и подконтрольное поведение сотрудников. Это "Большой Брат" внутри корпорации. То есть сам Алишер Хаджаев создал такие условия, что критические материалы не имеют места и не проходят в эфир. Его позиция - это всегда спокойствие", хотя страна должна оперативно и эффективно реагировать на угрозы и проблемы, чтобы снизить материальный и общественный урон. Похоже, большой босс телевидения видит ситуацию и задачи иначе и поэтому так бурно и неадекватно реагирует. Уверен, что это из-за страха - Хаджаев просто трус и приспособленец.
Вместо того, чтобы поблагодарить своих сотрудников и сказать, что критика будет учтена и что учреждение перестроит свою работу в интересах потребителей, А.Хаджиев начинает распекать журналистов, как своих рабов и намекает на их бесполезность присутствия на НТРК. Времена Ислама Каримова возвращаются...
Хотя, мне кажется, эти времена и не уходили...



Другие статьи в литературном дневнике: