Неприкасаемые

Алишер Таксанов: литературный дневник

Агентство развития государственной службы при президенте Узбекистана разработало и представило для обсуждения до 6 июня 2020 года проект закона «О государственной гражданской службе», в рамках которого предусматривается декларация доходов самих служащих, а также членов семей и близких родственников. Однако документ выводит из оборота президента, депутатов Законодательной палаты и членов Сената, Центральной избирательной комиссии, омбудсмана, депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана и представительных госорганов на местах, а также судей. Он также не касается государственных служащих, проходящих службу в правоохранительных органах, органах по делам обороны, государственной безопасности, дипломатической, спасательной службах, поскольку они, якобы, регулируются отдельными актами законодательства.
Одним махом пера перечеркиваются все усилия борьбы с коррупцией. То есть высшие должностные лица, те, кто регулируют и управляют процессами распределения и освоения материально-финансовых потоков государства, исполнения бюджетов, - не подконтрольны закону, то есть народу, который считается вроде бы источником власти.
Эти чиновники не обязаны отчитыватся за свои виллы, дворцы, иномарки, бизнес за границей, иностранные банковские счета, офшоры и прочее, поскольку уже по определению все источники их обогащения легальны, значит, проверке не подлежат. Агентство решило, что нельзя быку, то можно Юпитеру. Или другой лозунг запустило в оборот политики: "Друзьям - все, остальным - закон!" Потому что декларировать об имуществе и доходах/расходах будут лишь рядовые госслужащие или средние начальники. И я не слышал, чтобы в законах о МВД и о СГБ, о Прокуратуре и о Судах была бы норма декларирования сотрудниками этих служб своих доходов. Кроме того, Конституция делает всех граждан равными перед законом, никаких исключений...
Между тем, национальный и международный опыт показывает, что именно в контролирующих структурах больше всего коррупции, а также во всех ветвях власти - парламенте, правительстве, хокимиятах и министерствах, администрации президента.
Если данный проект - глупая разработка Агентства, то это можно списать на "медвежью услугу" президенту, но если это установка Шавката Мирзияева, то налицо решение увести от гражданского контроля его деятельность, а также семью, о которой уже ходит немало разговоров в стране. Кстати, до сих пор не отменен Закон о гарантиях профессиональной деятельности президента от 2003 года, который практически весь пронизан коррупционными ожиданиями и разрешениями на злоупотребление властью.
Неприкасаемые получают в Узбекистане легальный статус. И поэтому не удивительно, что все тендеры на закупки и заказы государства будут нетранспарентными, "сити" и дальше будет строится на руинах жилья обычных граждан, виновными в Сардобинской трагедии окажутся рыбы и суслики, внешний долг страны продолжит расти, а огромное имущество Гульнары Каримовой расползется по частным квартиркам. И никто не найдет никаких концов. А ведь все эти суммы легко было бы просчитать на декларациях о доходах именно этих лиц, которые спрятались под законом «О государственной гражданской службе».



Другие статьи в литературном дневнике: