Замолвите словечко о бедных

Алишер Таксанов: литературный дневник

Любое событие можно интерпретировать так, как это хочет человек. Все зависит от его линии восприятия на основе опыта, знания, мироощущения или установки на интерпретацию. Вот я, к примеру, не знаю, как осознает читатель информацию, что опубликовала служба centralasia.media:
"В городе Женева в Швейцарии более тысячи человек выстроились в очередь за бесплатной едой... Пакеты с продуктами питания уже в шестой раз подготовила благотворительная ассоциация «Караван солидарности». Численность населения Швейцарии превышает 8,5 млн человек. В 2018 году 660 тысяч из них жили в условиях бедности..."
Директор ассоциации Сильвана Мастроматтео ссылается на то, что в теневой экономике Швейцарии заняты люди, которые из-за карантина потеряли работу и стали голодными.


В моей голове сразу предстала картина, что вся Швейцария - это некая "черная дыра", где может каждый желающий работать нелегально, а потом его кормит от голода "Караван солидарности", и очередь за жратвой растянулись на полтора километра. Особенно пугает большая доля бедных - 7,7% от общего числа. Мне сразу захотелось на карте найти эту страну - Швейцария, где все так ужасно...
Позвонил другу Дмитрию Голубеву, который много лет живет в Женеве и попросил прокомментировать это сообщение.
- Да, такое есть - гуманитарные организации оказывают помощь тем, кто оказался в сложной ситуации, - сказал он. - Сейчас в Швейцарии застряли десятки тысяч иностранцев, которые не могут покинуть страну и вернуться на родину - аэропорты закрыты, авиакомпании отменили рейсы. Естественно, люди истратили свои сбережения, которые они копили для поездки сюда, но не расчитали, что остаться им придется дольше, чем планировали. Как им жить? Кто их кормит будет?
Швейцария не имеет обязательств перед иностранцами. Поэтому помощь оказывают гуманитарные организации. И это вполне нормально.
- Я сам приехал в Швейцарию и некоторое время ждал подтверждения статуса беженца, - продолжает Д.Голубев. - И проживал в кантоне Женева со статусом "N", что означает "легально зарегистрированный в качестве мигранта и ожидающий дальнейшего решения". Я получал пособие, и при этом имел возможность получать продукты питания. Для этого обращался в гуманитарные организации. Ничего в этом удивительного нет. Мне денег хватало на жизнь.
- Что касается нелегально работающих, - продолжал Голубев, - то недавно была программа легализации таких персон. Те, кто докажет, что долгое время проживал в стране и работал, обеспечивая себе на жизнь, то враве получить легальный статус и дальше жить и работать на законных основаниях. Одна моя знакомая монголка так и поступила: принесла билеты с отметкой въезда, чеки об оплате услуг, обращения к врачам и т.д., и в итоге получила статус "В" и разрешение на проживание.


Теперь мое пояснение на примере кантона Цюрих, где я живу и работаю: здесь нет бедных районов и сугубо этнических районов, типа, гетто. Все районы по жизненному статусу одинаковы. Конечно, цена аренды жилья в Цюрихе выше, чем в Винтертуре, но при этом цены на электричество, продукты питания или товары, бензин, проезд одинаковы. Слово "бедный" в моем понимании не укладывается, потому что бедный в Швейцарии может иметь социальное жилье, автомобиль, ходить в хорошей одежде и получать пособие. Пособие - это на руки 1000 франков (1100 долл.), плюс социал оплачивает ему квартиру, медицинскую страховку (это еще 2000 фр.), если надо то профессиональные или образовательные курсы. Эти люди могут по разным причинам годами не работать, но социал будет исправно им платить, потому что это лучше, чем люди будут воровать или грабить.
Хочу заметить, что в основном т.н. "бедные" - это мигранты из Африки, чаще всего, Эритреи (по-моему ощущению), которые не хотят работать и им хорошо живется на пособии, а депортировать их не могут, так как на родине идет вялотекущая гражданская война. "Бедные" - это социально деградированные персоны из граждан Швейцарии (увы, такие здесь тоже есть) - психически больные, инвалиды, алкоголики и наркоманы, которые все равно имеют жилье и пособие. То есть спящих на улицах клошаров нет - это запрещено. Но эти люди не хотят работать и поднимать социальный статус, поскольку их устраивает то, как они живут. Можно сказать, это трутни или паразиты.
Только все это касается тех, кто легально проживает в стране. Те, кто нелегально, естественно, не вправе требовать, потому что Швейцария не имеет перед ними обязательств. И тогда им помогают гуманитарные организации.
В первые годы я тоже получал продукты - это был как "довесок" к пособию. Откровенно говоря, пособия вполне хватало на мою семью из 4 человек, но получать еще продуктами - это тоже не плохо. Каждую пятницу я ходил в одно из заведений, где работала программа "Тиш ляйн дих" - там выдавали продукты из магазинов, которые списывали часть, поскольку им требовалось загружать прилавки свежими, а уничтожать старое нельзя. Но это не значит, что продукты испорченные, просто сроки их потребления подходили к концу (хлеб, овощи, фрукты), а у некоторых был полугодовой запас (консервы, колбасы, сыры, шоколад, напитки).
Теперь о нелегальной работе. В кантоне Цюрих очень строгие законы, может, в отличие от кантона Женева. Если работодатель примет нелегально кого-то, то ему грозит большой и большой очень штраф, а если произойдет ЧП с нелегалом (травма, смерть на производстве), то уголовная ответственность. Поэтому иностранца на нелегальную работу не берут. Но есть так называемый "шварцарбайт" ("черная работа") - это нефиксируемая нигде работа легально проживающих граждан (уборка по дому, репетиторство, мелкий ремонт квартир или обуви/одежды, уход за престарелыми), где денги выдаются наличкой. Но это тоже чревато последствиями - штраф, вплоть до лишения статуса мигранта и депортация.


А теперь представьте себе "растянувшуюся на полтора километра очередь" в Женеве, состоящую из гастарбайтеров. Для миграционной полиции - это удача, можно хватать всех и вести в участок, оформлять штрафы и передавать дела в суд. Стоящий в очередях как бы сам себя признает нелегальным трудовым мигрантом, это все равно что бить в бубен и махать флагом перед хищником. Пойдет ли он на это?
Конечно, нет.
Поэтому очередь в основном состояла из тех, кто легально вьехал и не смог уехать из-за введенного карантина, или официальных мигрантов, сидящих на пособии.
Сгущать краски, что Швейцария прозябла в нищите - это уже глупость.



Другие статьи в литературном дневнике: