Авторитарная трансформация Узбекистана при Исламе

Алишер Таксанов: литературный дневник

Уничтожение оппозиции и укрепление личной власти


С момента обретения независимости Узбекистана в 1991 году Ислам Каримов занял пост президента и в течение почти трёх десятилетий последовательно выстраивал авторитарную систему правления. Его политическая стратегия опиралась на жёсткое подавление и устранение оппозиции, демонтаж гражданского общества, контроль над партийной системой и подчинение всех ветвей власти президентскому аппарату. Ниже представлен аналитический обзор механизмов, с помощью которых Каримов укреплял личную власть.


1. Ликвидация политической оппозиции


В начале 1990-х годов, на волне демократических ожиданий, в Узбекистане начали формироваться политические партии и движения, призывающие к реформам. Наиболее заметными были демократические силы, такие как партия «Эрк» под руководством Мухаммада Салиха, а также «Бирлик» — народное движение, выступающее за демократизацию и права человека.
Однако после избрания на пост президента Каримов быстро обозначил свой вектор — недопущение политического плюрализма. Уже в 1992 году деятельность партии «Эрк» была фактически парализована, её лидер Салих был вынужден покинуть страну. Под предлогом «угрозы стабильности» началась волна репрессий против активистов и независимых журналистов.
Оппозиционные партии не допускались к выборам, их лидеры подвергались арестам или вынужденно эмигрировали. Любая альтернатива государственной линии объявлялась экстремистской или антигосударственной.
Попытка Нигары Хидоятовой зарегистрировать партию "Озод дехконлар" оказалась безуспешной: Минюст всячески отказывал.


2. Перекраивание партийной системы
под государственный контроль


Вместо того чтобы допустить реальную политическую конкуренцию, Каримов создал и поощрял «партийный плюрализм» в декоративной форме. Все зарегистрированные партии — включая «Народно-демократическую партию», «Либерально-демократическую партию Узбекистана» (УзЛиДеП), «Миллий тикланиш» и другие — фактически играли роль марионеток, не имея собственной программы, отличающейся от президентской линии.
Таким образом, многопартийная система была лишь формальностью, в которой все участники поддерживали политику Каримова. Ни одна из этих партий не высказывала оппозиционных взглядов или критики в адрес власти. Олий Мажлис, парламент страны, стал карманным институтом, утверждающим решения, принятые в администрации президента.


3. Запрет народных и
общественных движений


Наряду с политической оппозицией, под жёстким контролем оказались и элементы гражданского общества. Любые общественные инициативы, не подконтрольные государству, воспринимались как потенциальная угроза. В итоге закрылись и без того с трудом открытые профессиональные или общественные объединения, к примеру, Ассоциация путешественников "Рабат Малик". Позже представительства Фондов "Сороса", "Евразия", Интерньюс" и др.
Движения, борющиеся за права человека, свободу слова, экологическую защиту или свободу вероисповедания, сталкивались с административными и уголовными репрессиями. Власти отказывали им в регистрации, проводили обыски, арестовывали активистов, и вели постоянное наблюдение.
Одним из самых ярких примеров преследования альтернативной гражданской активности стало дело Санджара Умарова.


4. Дело Санджара Умарова и демонстрация
нетерпимости к инакомыслию


Санджар Умаров — успешный бизнесмен, экономист и лидер движения «Солнечная коалиция» (Sunshine Coalition), выступавшего за экономические реформы, либерализацию и прозрачность власти. Его взгляды вызывали энтузиазм в обществе, уставшем от застоя и клановости.
Однако в 2005 году, после событий в Андижане, когда правительство жестоко подавило народное восстание, любая критика стала неприемлемой. Умаров был арестован по обвинениям в финансовых махинациях и попытке захвата власти — обвинения, широко признанные международными правозащитными организациями как политически мотивированные.
Его тюремное заключение было направлено на устрашение потенциальных реформаторов и демонстрацию полной нетерпимости режима к независимой общественной активности. Только в 2009 году, после международного давления, Умаров был освобождён и выехал за границу.


5. Укрепление персоналистской диктатуры


Централизация власти достигла апогея в начале 2000-х годов. Конституционные поправки укрепили институт президентства, позволили Каримову переизбираться несмотря на ограничение в два срока. В результате он оставался у власти до самой смерти в 2016 году.
Суды, СМИ, правоохранительные органы, ЦИК — всё было приведено в строгое подчинение администрации президента. Личная преданность, а не профессионализм, стала основным критерием продвижения по службе. Система была выстроена как вертикаль, исключающая инициативу снизу и полную автономность ветвей власти.
Ислам Каримов построил авторитарную модель управления, опирающуюся на жёсткий контроль над обществом, устранение политических альтернатив и культ личности. Его стратегия не допускала реформ снизу и подавляла любые попытки самоорганизации населения. Это обеспечивало краткосрочную стабильность, но оставило после себя глубокие проблемы: стагнацию институтов, отсутствие механизмов сменяемости власти и недоверие граждан к государству. Уроки этого периода остаются актуальными для всего постсоветского пространства.



Другие статьи в литературном дневнике: