Феномен присутствия Божьего

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27).
Бог отличается от всего как явленного, так и умозрительного тем, что Он есть Дух и может одновременно присутствовать везде. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс.138:7).
При этом в Писаниях много текстов, где повествуется о присутствии Бога в конкретном месте в конкретное время. К примеру, Бог говорит Моисею: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5).
Что означает выражение: «войти в присутствие Божие»? Скорее всего, есть условия, располагающие Бога открываться и позволять людям переживать Себя на более глубоком уровне.
«Бога я вижу в озерах синих. Бога я слышу в порывах ветра» © А. Савченко.
Феномен присутствия Божьего связан с тем, что, с одной стороны, Бог вездесущ, а с другой, Его надо искать лично.
И всё-таки, что должен учитывать человек, чтобы Бог позволил ему войти в Свое присутствие? Писание утверждает: «Ты, Святый, живёшь среди славословий Израиля» (Пс.21:4). Славословие – это не заклинание и не магический ключ, это прямое доказательство веры в присутствие Бога и Его господство. Славословие не притягивает Бога, а всего лишь доказывает веру в Его близкое присутствие! А вера, именно вера, привлекает Его и располагает.
То, что присутствие Божие в самой процедуре славословия и вызывается исполнением обрядов – языческие предрассудки. Славословие есть демонстрация веры, не славословие создаёт среду для обитания Бога, а вера в Его обитание славословит Его! А феномен… Феномен, собственно, в том, что Бог – он везде. Вся проблема в том, достаточно ли веры ощущать Его везде, или нет.



Другие статьи в литературном дневнике: