Обречённость на страдания

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Человек содержит в себе два начала: духовное и плотское, и потому обречён на внутреннюю борьбу и бесконечные страдания, которые изматывают душу. Плоть пытается подавить дух, а дух – возобладать над плотью. Между ними не будет ни чьей-то окончательной победы, ни перемирия. Плоть живёт по законам греха и смерти, потому никогда не уступит поползновениям духа, а дух презирает плоть (в смысле знать её не хочет).
Разум как арбитр изучает доводы враждующих сторон, но он переменчив и права окончательного голоса не имеет. Он часто предаёт свою благодетельницу душу, и перешёл бы на сторону плоти, если бы не дух, имеющий общение с Духом Святым. Можно так представить: моя неверность Богу моментально отдаётся болью в Духе Святом, и Его печаль сразу же передаётся моему духу. От этого на душе становится плохо.
Если дух спит или уже задушен, некому будоражить душу, и плоть ведёт человека к гибели. В душе такого человека не может возникнуть переживаний отпадения от одухотворения: «свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху, обветшали кости мои от вседневного стенания моего» (Пс 32:3-4). Эти муки известны только рождённому свыше и вызваны они не грехом, ибо «воды краденые сладки» (Пр 9:17), а тем, что для него иссякает источник духовной жизни.
Как выйти из обречённости на страдания? Только путь веры выше разума, это путь любви, которая непреложно вливается в душу при встрече с Господом: «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8:2).



Другие статьи в литературном дневнике: