Самопознание против духовного развития

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

В «духовных» традициях существует множество всевозможных техник, направленных на самопостижение и самосовершенствование. Самопознание объявляется главным мотивом, возбуждающим тягу к развитию и главным путём к познанию высших сил, управляющих нами.
Евангелие по аспекту самопознания ничего не предлагает. Мало того, изучение Нового Завета с целью самопознания ничего не даёт, и даже может нанести вред – ввести в самообман с подменой понятий: что есть именно духовное развитие, а что есть усовершенствование своей мирской жизни.
Рассматривая «духовные» техники самосовершенствования по существу, видим, что в них внимание сосредоточено на происходящем внутри сознания. Используется работа с дыханием, которая обостряет чувства. Ставится цель: чтобы контролировать себя, необходимо наблюдать за мыслями, эмоциями и желаниями и научиться управлять ими. Зачем? Главным образом, чтобы избежать негативных состояний психики.
Но разве это самопознание? Это практика культивирования хороших мыслей и эмоций для улучшения отношений с миром. А это вводит в состояние ложной самодостаточности, которое препятствует восприятию себя как «образа и подобия» и своих реальных возможностей.
А что требуется для духовного развития? Какая может быть духовная практика, если нет ощущения духа – того, кто практикует? Духовная практика – это практика духа, упражнения для духа. И прежде всего – осознание различия между своей сущностью – духом, который от Бога, от всего того, что находится в сознании. Мысли, следы эмоций, выводы размышлений – всё это изменчиво и мимолётно. Самопознание в отрыве от духа по меньше мере иллюзорно, а учитывая наши ограниченные по объёму и по времени «ресурсы», – бессмысленно и чревато пустотой.



Другие статьи в литературном дневнике: