Страдание и крест

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Есть крылатое выражение – «нести свой крест». Общепринятое значение: терпеливо и безропотно переносить страдания. В этом толковании наблюдается удивительное согласие противоборствующих конфессий, все вещают: нести крест – значит терпеть страдания, это судьба, испытания, которые сопровождают на земном пути.
Но почему судьба – это только жизненные трудности и испытания? А как же радость, любовь, счастье, вдохновение, благополучие? Библия от Начала до Откровения утверждает вездесущность Творца. А если Бог везде, во всём и всегда, то весь мир вместе с нами находится в Боге, – не во зле, а в Боге! Бог есть Любовь, значит мир пребывает в Божьей любви. А Мы слышим, что в этом мире, лежащем во зле, жизнь – это скорби. Выходит – «Бог плохой»?!
Если человек ощущает, что он сам, его сознание находятся в бесконечном пространстве света и любви, чувствует Самого Бога и Его заботу – он вдохновляется. Если же у человека украсть это ощущение присутствия Бога, то последствия весьма плачевны, что и наблюдаем ныне. Таким образом, утверждение, что сотворённый мир лежит во зле, богохульное, ложное и опасное. Но церковь распространяет представление креста, связанное с муками, из которого выводят: надо не бороться, а смиряться, поскольку страдания есть благословение, искупление.
Это вызывает подозрение, что значение креста кое-кто исказил умышленно много веков назад, цель – скрыть вездесущее присутствие Бога и внушить ложную догму пребывания мира во зле.
А что говорит Тот, кто принял крест и на нём нас искупил – Христос? Встретив в храме исцелённого Им человека, Он говорит: «…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14). Очевидно, что страдания порождает грех, поэтому Спаситель и предупреждает человека об опасности греха – причины его болезней. В Писаниях множество утверждений, что страдание в любой форме есть следствие неправедных действий: «Вот зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя» (Пс. 7); «Взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам 3:2) и др.
Всё просто и понятно: к появлению страданий ведут богопротивные действия. Если усложнить: сформированные эгоизмом и невежеством «плохие» события показывают нам собственные антидуховные свойства и этим помогают осознать и затем исправить их. Понимая, что причины сего создаём мы сами, а не кто-то другой, мы становимся ответственными за свои желания и поступки. Следовательно, необходимо не смиряться со своей грязью и глупостью, а вникать в слова Иисуса, обличать в себе грехи и исправляться. Лишь исправление есть лекарство от всех страданий. А страдание – это «звоночек», призыв опомнится. Если же вместо работы над собой смиряться со своим страданием, или, что ещё хуже, заставлять себя радоваться страданиям, то это закончится ступором и духовной деградацией.
Значение креста вполне разъясняет Сам Христос: «...кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24, Мрк 8:34); «...будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мрк 10:21). Взять свой крест – значит последовать за Ним. Куда? И это открыто: «…возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф 11:29-30).



Другие статьи в литературном дневнике: