О ближнем и дальнем

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Суть термина «ближний» раскрывает Христос в притче о милосердном самарянине:
ближний – это оказавший милость (Лк 10:37). И почти все радостно начинают думкать:
любить следует только тех, кто хорошо к нам относится, поскольку именно они являются для нас ближними, а все остальные – дальние, к которым можно относиться по-иному. И упускают важное – в конце притчи Иисус спрашивает: «Кто из этих троих … был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». То есть, Христос учит, что вопрошающий сам должен стать «ближним» – это потенциальное и нераскрытое состояние внутри, которое будет проявляться как милосердие и отдача ко всем независимо от национальной религиозной принадлежности.
Если Христос учит стать ближним по отношению к себе, значит многие пребывают в состоянии «дальнего» к себе, а значит и к другим. Эти состояния чётко разграничены и достаточно ясно описаны в Евангелии, и апостолы вводят понятия «внутренний человек», «сокровенный человек» с одной стороны, и «внешний человек», «ветхий человек» с другой.
«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф 3:16-17); «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим 7:22); «…сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом» (1Пт 3:4).
Ветхая личность, называемая внешним человеком, пребывает вне Бога. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5), следовательно, состояние пребывания вне Бога – это жизнь вне света, во мраке. «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» – соответственно, мрак это неощущение любви или ненависть, которыми характеризуется внешний человек.
Внутренний человек пребывает в Боге, то есть в состоянии любви, которая является сущностью учения Христа. И ближняя цель – укрепление в своём сознании внутреннего человека, – того, который может удостоиться жить вечно.
А внешний человек, пытаясь сохранить власть над «я» человека, находит или сам сочиняет басни, и самая опасная басня в том, что внешняя личность это и есть «я».
Читаем слова Христа перед этой притчей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Ближний – это внутренний сокровенный человек, часть общей души, он всегда будет УЧАСТЛИВ и милостив к такой же ЧАСТИ в другом. Вот его чрезвычайно необходимо возлюбить как самого себя! Почему? Потому что «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа» – это и есть истинное вечное «я».



Другие статьи в литературном дневнике: