Объяснительная от орка

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда мне внушают, что я повсюду виновный орк, наспех слепленный Саруманом ради похода на Рохан и Гондор, я прекращаю общение в любой форме.


Когда мне говорят, что каким бы я ни стал, дорога в прекрасное царство эльфов мне отныне навсегда закрыта (это там, где белые люди с изящными восковыми ушками пьют элитный эль с цветочной пыльцой и философствуют), я отвечаю, что вроде как никогда туда и не просился, финансовых возможностей эмигрировать тоже не имел, а сейчас тем более не собираюсь.


Но мне снова отвечают – а мы и не пустим, при любых деньгах и талантах, здесь высококультурное сообщество, а ты даже не потомственный орк Саурона, а поделка из глины Сарумана.


В это же время одна «англичанка», эмигрировавшая из СССР в 1990-м, извиняется в ФБ перед своими эльфами – мол, простите, грешную, колено преклоню, но Бродского я вычеркнуть не смогу, он гений. А читающих его орков – легко. Но я не из них, поверьте.


Здесь мне вспоминается одна история из начала нулевых, как я играл в шахматы в международном инет-турнире с англичанином по фамилии Маккартни. Сделав ход Остапа Бендера е2-е4, поприветствовал и спросил: может, это и не моё дело, но ты не родственник сэра Пола? Он прислал смайлик и ответил: да-да, я что-то слышал о нём, он роллинг стоун, лид-гитарист, но я просто однофамилец. Я, хоть и орк уже тогда, но вспомнил, что с 90-х годов The Beatles присутствуют во всех британских учебниках Истории на обязательном курсе. А этот парень 25-ти лет, почти мой ровесник, не тедди-бой, который по субботам идёт на махалово с болельщиками другого футбольного клуба, а шахматист с интеллигентной аватаркой в профессорских очках.


После приветствия в этом же турнире 64-летнего голландца «Хэллоу, Путин!» я уже ничему не удивлялся. И ничего ему не объяснял, а просто с удовольствием обыграл чёрными (кстати, он безбожно затянул сдачу партии).


Не собираюсь объяснять ничего и сейчас. Кроме одной очень частной просьбы: если кто-то считает меня орком (варваром, недочеловеком, дикарём, пещерным троллем), нет ничего проще, чтобы навсегда удалиться и никогда не возвращаться.


Вместо настойчивых напоминаний о личной никчемности и всевиновности с пожизненным недопуском в царство Лориэн, где со времён владычицы Галадриэль (Маргарет Тэтчер) живут исключительно высоконравственные и всесторонне развитые эльфы, чьего благородства хватает, чтобы не вычёркивать Бродского.


А вообще-то, если совсем без купюр, большинство из вас малые дети в сравнении с пережившими хотя бы последние три десятилетия в России.



******



Основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку; если угодно - в презрении. Это обосновано до известной степени теми десятилетиями, если не столетиями, всеобщего унижения, когда на другого человека смотришь как на вполне заменимую и случайную вещь.


На протяжении этого столетия русскому человеку выпало такое, чего ни одному народу (ну, может быть, китайцам досталось больше) не выпадало...


Мы увидели абсолютно голую, буквально голую основу жизни. Нас раздели и разули, и выставили на колоссальный экзистенциальный холод. И я думаю, что результатом этого не должна быть ирония. Результатом должно быть взаимное сострадание. И этого я не вижу. Не вижу этого ни в политической жизни, ни в культуре.


(Иосиф Бродский, 1993)





Другие статьи в литературном дневнике: