15 личных стихов, часть VIСегодняшняя погода за окном – идеальное время вспомнить то стихотворение. (из давней беседы с другом) – Мне всегда казалось, что «Буддистское», несмотря на название – новогодний стих. – Да, это написано в ноябре 2015-го, Новый год совсем скоро, но если говорить о влиянии, то сейчас я понимаю, что это поэтесса Татьяна Артемьева, чьи стихи исполняла группа «Динамик» в начале 80-х – Голос, Мне тебя не надо больше искать и, главным образом, – Тоска. Я услышал её в свои 11 лет, что там можно понять, да? А я понял. Очень мало песен и стихов, где тебе рассказывают о тебе же самом: Хотел я спеть повеселей, но что-то помешало. Я никого не ждал в тот час, мне был никто не нужен, Я пригласил её к столу, – Размер не совпадает. И у тебя кольцевая рифмовка. – Ну, да. Я это называю 1-4/2-3. Но, как ты поняла, я о настроении, а не размере. – Я соглашусь с другой поэтессой, которая написала: «Лирика, ирония, эпос в одной интонации. Слог, с некоторыми так называемыми устаревшими формами (сокращённые варианты написания слов), как раз и даёт интересный эффект двойственности: и горечь, и ирония-сила, и в ней/из неё – подъём». Если без обид, то «Тоска» – очень хорошая лирика, но для эстрады. – Не согласен. Убери гитару Кузьмина и вообще весь «Динамик», а это топ-уровень инструментального исполнения в СССР 80-х, равны которому только Вадим Голутвин и «Аракс», стих Татьяны Артемьевой всё равно звучит. Это поэзия, при всех привычных «фи» от т.н. «прогрессивных авторов». И потом, то, что повлияло и то, что создано – не копии. – Вот если бы ты не сказал об источнике, я бы вовек не догадалась. Потому что язык у тебя другой. Настроение – может и схожее. Наверное… – Это написано за 20 минут. Максимум, полчаса. И знаешь, оптимистичный финал в духе «потом чуть просветлела, а к утру развеялась совсем» как-то просчитан не был. Я вышел на него естественным образом. Чувствовал, что иного здесь нет. – Что за «шум больших идей»? – Это БГ. Шикарная строка из старинной песни с «Радио Африка»: «Сядь у окна и слушай шум больших идей». Именно, что шум. Он то нарастает, то утихает, а чаще монотонно бубнит. Обожаю эту иронию Гребенщикова. – Ты сейчас понимаешь, отчего это стихотворение провалилось на первом Кубке Поэмбука? (декабрь 2015 года – примеч.) – Конечно. Тогда я надеялся, что оно войдёт хотя бы в лонг-лист второго этапа. Был наивный в отношении всех этих поэтических конкурсов и очень расстроился. Сейчас я смотрю на те события 8 лет назад с юмором. Понимаешь, я посмотрел аватарки некоторых членов жюри. Первый – это такой образ Маяковского: колючий взгляд, сигарета, много понтов на странице. Человек полагает, что литературный мир – это такая драка в коммуналке. Кто раньше проснулся, тот лучше всех оделся. Мочи конкурентов, того же Есенина. Но «Маяк», как именовал его Бродский, при всех грехах слабой личности, пытавшейся казаться сильной, выглядел естественно, потому что так и жил. Здесь – позёрство. Второй аватар из Жюри – это такая Раневская. Острый язык, если приложит – мало не покажется. Удивительно, но о своём опусе я не услышал от неё ни одного дурного слова. – Я помню, ты рассказывал, что услышал иное: как это так, «и церковь Жениха не ждёт»? – Я скажу здесь только одно. Делая окончательные правки несколько лет спустя после создания, я написал церковь с маленькой буквы (то есть, земная). Иное позволь пока оставить без комментариев. – Хорошо. Думаю, что ты верно поступил, убрав после третьей части постскриптум. – Да, мне говорил ещё тогда один из немногих подлинных критиков Эмиль Сокольский (светлая память), что этот PS избыточен. Потребовалось время, чтобы с ним согласиться.
I Когда нагрянут холода Не горек повод: холода Ей-богу, было б чем стращать Умом, конечно, не понять
О, сон – лекарство от всех бед Я в детстве залпом прочитал Потом, окрепнув к 20-ти Спит населенье, мёртв народ
Пока я это изливал Чай безнадёжно остывал, Спасенье! Вот оно! Одно! Не слушать «шум больших идей» (ноябрь – 2015)
© Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|