В память о Павле Адельгейме

Константин Жибуртович: литературный дневник

Недавно вспоминали пастыря Павла Адельгейма, трагически погибшего 5 августа 2013 года от рук психа-прихожанина.


Так вот. Я к тому времени уже 5 лет читал Правмир, но об отце Павле ничего не знал. Потому что либералы – что церковные, что светские – судят просто.


Псков. Не Москва. Скромный храм. Без вип-прихожан. Отсутствие миллионного контента в соцсетях. Связей с патриархией и книжными издательствами – нет. С видными оппозиционерами – тоже.


Надо предлагаться, продвигаться, продаваться. А так – твои мысли о христианстве и бытии нам неинтересны. Где там Всеволод Чаплин? Пора снова его позвать, может инсайдик о патриархе нечаянно даст, проболтавшись. И вообще это медийная фигура, в отличие от малоизвестного подвижника.


Финал – банальная для Руси история. Убили отца Павла. И внезапно православное либеральное крыло кинулось собирать все его доступные тексты – в основном, дневники. «Знаете, каким он парнем был».


Был. А мы так и не поумнели.


******


Павел Адельгейм, избранное*


— В реальной жизни часто торжествует не правда, а сила. Блажен, кто вопреки очевидности сохраняет верность правде, даже если побеждён насилием.


— Никогда в своей жизни не встречал подонков и нелюдей, это просто были несчастные люди.


— Мы потому называемся христианами, что следуем за Христом в борьбе с грехом и хаосом. Мы призваны одерживать свои маленькие победы над грехом, становясь соучастниками Бога в Его великой победе над смертью.


— Можно облачаться в одежду святых и называться их именами, но если мы непричастны их подвигу, одежды, титулы и самый сан остаются пустыми, словно повешены на вешалку, а не человека. Форма без содержания пуста.


— Здоровым и обеспеченным необходимы нуждающиеся в их заботе и сострадании, чтобы сердце не очерствело, чтобы общество не озверело и не превратилось в джунгли, где стаи хищников разыскивают жертвы, чтобы утолить голод.


— Подлинную жизнь в Боге следует отличать от всякой подмены. Это возможно для тех, кто бережёт принятое откровение. Подмена возникает там, где ты её ищешь и хочешь, даже не признаваясь в этом самому себе.


— Пастырское служение отличается от педагогической деятельности. Сообщая студентам информацию по своей специальности, профессор не связан нравственными обязательствами. Пастырство подводит итог внутренней жизни пастыря. Он несёт пастве опыт собственной духовной жизни.


— Что разделяет между собой людей? Различие желаний приводит к столкновению интересов. Возникает вражда. Чтобы жить в мире с людьми, нужно ограничивать свои желания нуждами других людей.


— Самонадеянность — это самая страшная слепота. Самонадеянный никогда не придёт ко Христу, никогда не увидит Царствия Божия.


— Если мы хотим иметь верное суждение о человеке, мы не должны основать его на мнении других людей. Вернее всего свидетельствуют о человеке его собственные суждения и поступки.


— Чёрное следует называть чёрным, а белое белым. Грех осуждения начинается со злословия, а завершается приговором, который мы дерзаем привести в исполнение, распуская руки. Наша нравственная обязанность «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение.


— Цель — это главное, а средства — второстепенное. Цель не оправдывает средства. Достойная цель не достигается недостойными средствами. Достойной цели нужны достойные средства.


— Справедливость — низший порог любви.


*Далеко не со всем согласен, что нормально. Но это живая пастырская мысль, а не бубнёж официальных спикеров с выученными семинарскими цитатами.




Другие статьи в литературном дневнике: