Встреча с Овидием

Константин Жибуртович: литературный дневник

Продолжим Рождественские чтения? Я только за.



«Каждый поэт — почти каждый, если он не выкидыш поэзии, — локализован в своём времени-пространстве; да, он голос времени, да, он певец своей земли, но в жилах его пульсирует поток неблагополучия всего мироустройства, вселенское сиротство, поверх себя самого и быстротекущей действительности: то самое «космическое чувство отчуждённости и одиночества».


Овидий жил в золотом веке императора Августа. Ему было от этого легче? Анакреонтическое эпикурейство имело своей основой острое чувство бренности бытия. Memento mori, товарищ, помни о смерти».


(Илья Фаликов)



******



В 1964 году начинается восхитительная мини-переписка Кушнера и Бродского. Без Интернета и мессенджеров. Письма с оказией, как это тогда именовали. Передай, запрятав в посылке между консервами и свежей парой носок.


Когда в 1964 году Иосифа осуждают «за тунеядство», Кушнер пишет пронзительные строки (разумеется, без малейших надежд на публикацию; публикуют Евтушенко про поля и хлеба).


Заснёшь с прикушенной губой
средь мелких жуликов и пьяниц.
Заплачет горько над тобой
Овидий, первый тунеядец.
Ему всё снился виноград
вдали Италии родимой.
А ты что видишь? Ленинград
в зиме его неотразимой.
Когда по набережной снег
метёт, врываясь на Литейный,
спиною к ветру человек
встаёт у лавки бакалейной.
Тогда приходит новый стих,
ему нет равного по силе.
И нет защитников таких,
чтоб эту точность защитили.
Такая жгучая тоска,
что ей положена по праву
вагона жёсткая доска,
опережающая славу.


Ответ Иосифа Бродского из ссылки:


Ex ponto
(Последнее письмо Овидия в Рим)


Тебе, чьи миловидные черты
должно быть не страшатся увяданья,
в мой Рим, не изменившийся, как ты,
со времени последнего свиданья,
пишу я с моря. С моря. Корабли
сюда стремятся после непогоды,
чтоб подтвердить, что это край земли.
И в трюмах их не отыскать свободы.


(1965 год, Архангельская область)


Двое сумасшедших, рассуждали большинство посвящённых современников. Да, стихи хорошие, но один неустроен, не встроен в литературный процесс и пишет вообще ссыльному другу. Овидий в призме истории и бытия их интересует. Не до жиру. Сначала надо состояться, приняв правила игры, а после уже рассуждать об Овидии, Марке Аврелии и Сенеке на подаренной партией писательской даче.


Спустя десятилетия этот конформизм как осознанный выбор заканчивается одинаково. «Я видел Бродского. Я знал Кушнера. А вы знаете, что строки про Овидия он писал, когда…».


Единственный факт, оправдывающий твоё нынешнее существование – то, что ты знал поэта при жизни. Твоё собственное творчество не дожило до нового съезда партии. Жестоко? Конечно. Но не более жестоко, чем поучать в молодости «правильно жить» поэтов. Вместо того, чтобы посильно помочь с публикациями или отправить бандероль в Архангельскую область, не опасаясь гнева начальства.




Другие статьи в литературном дневнике: