Не ведитесь на пошлость

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из превью:


«В последних числах декабря вышел второй сезон самого успешного сериала Netflix «Игра в кальмара», где повторилось всё, как встарь: 456 участников, призовой фонд — 456 миллиардов вон или 30 млн. евро, на кону — жизни игроков, а за проигрыш охранники в розовых костюмах расстреливают из автоматов. За первые 11 дней сериал набрал более 126 млн просмотров: быстрее, чем любой другой сериал платформы».



Если вы думаете, что сейчас будет 10 абзацев ворчания от человека, для которого, например, во французском кино ХХ века Делон и Бельмондо – ремесленники перед Габеном и Ришаром, то ошибаетесь: такой абзац только один.


Я скажу об ином. Невозможно представить, что схожий сериал и сюжет об охранниках в розовых костюмах получил бы хоть какое-то признание в 70-е годы в той же Америке и Западной Европе. Высмеяли бы и уничтожили интеллектуально, при всех потугах режиссёра на психологизмы отношений.


Потому что адекватный зритель на это не пойдёт, и эта истина не меняется от времён Сократа до наших дней. Тогда я включаю простейшие дедуктивные навыки и размышляю: кто, в законах больших чисел, эти 126 миллионов человек, исключая малый процент душевнобольных?


У них есть Интернет и платная подписка на Netflix, а не просто телевизор с новостями. Свободное время, которое не жаль потратить на message «весь Мир – дерьмо, но люди ещё хуже». И на мораль «лучше умереть последним, сорвав куш».


И я вполне представляю ту самую целевую аудиторию сериальчика. Средний класс на пяти континентах планеты. Свободный от зарабатывания денег 6 дней в неделю и проблем – сделать ли ремонт или потратить деньги на отпуск?


Обрыдло всё. Дом, уют, красивая жена, любовница, дети, бар по пятницам, гольф по субботам и барбекю по воскресеньям. Нет «движухи».


Вопрос «разве это жизнь?» на той или иной стадии бытия любой степени благополучия задаёт себе каждый из нас, и не единожды. Ответ зависит от культуры и восприимчивости личного микрокосма. Что интересно, что насущно, а что пошлость. Что возможно тащить внутрь души, а что – нет. А если фильмы Тарантино (например) всё-таки сложны для восприятия, открываются врата как раз для «Игры в кальмара».


Собственно, этот формат тоже изобретён в Америке умно-ушлыми продюсерами, калька с которого в виде «Последнего героя» с опозданием дошла до России начала нулевых. Но там всё лайтово: неудачник покидает остров без денег. Добавь крови, жестокости и поставь на кон человеческие жизни. Из семи миллиардов на это клюнут до пятисот миллионов обывателей, чтобы разбавить будни адреналинчиком.


Я давно подметил: того же пошляка-писателя Сорокина читают те, чей быт и комфорт отлажены до мелочей, интеллектуально ахая в дорогих гостиных. Люди, сидящие в убежищах без света и элементарных норм гигиены, и даже просто ежедневно выживающие в мирной жизни, думая не только о себе, но и близких, к пошлости и провокациям ради адреналина не склонны. Здесь к ним приходят Чехов, Ремарк, Камю и ещё двести фамилий классиков, в зависимости от нюансов восприятия, коих объединяет только одно: жажда света вопреки. И без «движухи» с полным набором низменных инстинктов.


Понятно, что режиссёр, сценаристы и продюсеры вопросами этики и эстетики, как и элементарной морали не озабочены – они всего лишь хотят стать миллионерами. И резюме простое: каждый может сказать личное «нет» поставленной на поток пошлости.


Что не требует каких-то подвигов духа или иных аскез. А лишь трезвомыслия и любопытства к лучшим проявлениям жизни в этом мире.


Когда меня пытаются ткнуть в дерьмо под художественной оберткой, я спокойно отвечаю, что сам опишу его не хуже, только вот констатация – тупиковый жанр в любом искусстве. Ты зажги свечу, или попытайся.


Если, конечно, сумма жизненных мотиваций не исчерпывается тем, чтобы попасть в тренд, сорвать куш, разбогатеть и умереть от земной пресыщенности.


Вполне себе мечта для комсомольцев из 90-х, например. Но мне думается, лучшие из миллениалов намного умнее и точно не входят в 126 миллионов поклонников сериальчика.


Что даёт некоторую надежду – хотя бы на то, что лет через 10 способы богатеть на сериалах станут менее пошлыми.



Другие статьи в литературном дневнике: