Индульгенция

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Религиозные люди изобрели довольные легкие способы избавления от своих грехов. Вернее, изобрели их духовные пастыри. У христиан это покаяние. Причем, в истории католической церкви были периоды, когда индульгенцию на отпущение грехов можно было получить и заочно, достаточно было заплатить энную сумму.
У иудеев традиция отпущения грехов связана с ритуалом у водного источника. В первый день Нового года(вчера) сотни верующих собираются на берегу моря, или озера, реки да и просто у фонтана, и "сбрасывают" в воду свои грехи. При этом читают как молитву слова из книги пророка Михея:"Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши".
То есть, верующего, как всегда, должен спасти Бог, на его милосердие надеются они.
Это их право.
Но все-таки, поскольку мы живем не на небесах, а на земле, и именно на ней творим свои дела, возникает вопрос:а от тебя человек, что зависит? И почему, "отдав" Богу свои грехи, ты продолжишь опять грешить, чтобы потом снова отдать их Ему, и так до бесконечности? Где же твоя собственная, личная ответственность? Почему ты уже как бы изначально настроен на грех и грехи?
Наверно, потому, что любая религия утверждает греховность человека чуть ли не с момента его рождения. И все потому, что Адам якобы согрешил, а потому отныне и вовеки веков его грех несет на себе все человечество.
Ловко придумано. Работы духовным пастырям хватает на века и тысячелетия - очищать паству от грехов, казнить и миловать, добиваясь ее послушания.
Согрешил - покаялся, снова согрешил и покаялся... И так до бесконечности.
Глубинного очищения нет и не происходит, а внешнее привести к переменам не может.
Не потому ли человечество столь больно и ожесточенно, что живет в круговороте этого бесконечного лицемерия?



Другие статьи в литературном дневнике: