Своим простительно

Галина Айзенштадт: литературный дневник

...Захотелось поговорить "пра мову". То есть, про белорусский язык. Когда прочла, что недавний "новый" герой белорусской оппозиции - блогер Пальчис - не говорит на нем.
А ведь она всех клюет за это. Отчего же не этого блогера? Потому что его недавно судили за созданный им антироссийский и в то же время антилукашенковский сайт. Статьи, опубликованные здесь, признаны судом экстремистскими.
Этого оказалось достаточно, чтобы белорусская оппозиция возвела его на "пьедестал славы". И пока он сидел в заключении в ожидании суда, она водила вокруг него хороводы:собирала подписи в его защиту, признала политзаключенным, выходила на пикеты за его освобождение.
Суд зачел Пальчису время сидения в заключении, добавил еще два месяца и на-днях отпустил на свободу. И вот он уже делает первую запись в Фейсбуке жены, что наблюдал в тюрьме, как меняются взгляды охранников. Но в какую сторону, не пояснил.
Написал по-русски, чем вызвал недоумение одного из читателей газеты "Наша Нiва", перепечатавшую его сообщение. Что это за патриот, не говорящий по-белорусски
Вот и у меня возник вопрос:"а сапруды? Чаму ты не ведаеш мову? Няужо яе так цяжка вывучыць?".
Думаю, эти вопросы и переводить не надо, они и так понятны. Сидя больше года в тюрьме, тем более будучи уроженцем и гражданином Беларуси, не выучить язык просто стыдно. Как, впрочем, и не знать его с детства.
Естественно, если бы я сама не владела белорусским языком почти наравне с русским(разница в том, что в повседневной жизни я думаю и говорю по-русски, но могу - и по-белорусски), я бы вообще не поднимала ту тему.
Но дело еще и в другом. Меня возмущает ханжество белорусской оппозиции. Весь свой национальный патриотизм они строят на противостоянии с русским миром и его отрицании, готовы насильно внедрять белорусский язык, но "своим" готовы простить его незнание.
Главное для них - политическая составная процесса:если ты против русского мира, говори на каком хочешь языке.
Да чаго гэта давядзе? Я не ведаю. Але зразумела, што нi да чаго добрага(К чему это приведет, я не знаю. Но понятно, что ни к чему хорошему).
Еще и потому, что Лукашенко совсем не противостоит этому.
Сам-то он, деревенский парень, так и не научился грамотно говорить по-белорусски. Может, поэтому и не говорит на нем?
Интересно, а если бы заговорил? Стал бы он патриотом в глазах оппозиция?



Другие статьи в литературном дневнике: