Фарсовая трагедия

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Молодой белорус, по специальности инженер-строитель, уже лет семь носится с идеей снять "народный фильм" по одному из рассказов Василя Быкова. Народный потому, что у этого "режиссера" нет денег на него, и он все ещё надеется, что белорусы помогут ему своими добровольными пожертвованиями, а артисты согласятся сниматься в его фильме.
Но дело идет туго, пожертвования скудны, артисты не горят желанием откликаться на просьбу "режиссера", объясняя свой отказ тем, что "это же Быков!".
Сам молодой человек в своих интервью оппозиционной прессе признается, что надеялся, что именно фамилия этого писателя откроет ему дорогу к заветной цели:"Ведь это же Быков!". Но, к его удивлению, эта надежда почему-то не "срабатывает".
Фильм он решил сделать по рассказу Быкова "Народные мстители". Это произведение из постсоветского периода писателя. Всё, что написал Быков в это время, по моему глубокому убеждению, недостойно его самого. Это уже не творчество, а весьма натужное ремесло. Потому что советский писатель Быков, один из плеяды авторов военной прозы, резко поменял свои полюса.
Если раньше он, сам прошедший войну, умел психологически тонко показать как патриотизм советского человека, так и тонкую грань, отделявшую иного патриота от предательства, то в новой, постсоветской прозе, которую вернее назвать антисоветской, он проявил себя лишь слабой пародией на самого себя.
Да и откуда ему, к примеру, было знать, что чувствовали слуцкие повстанцы 1920 года, восставшие против большевиков? Он мог об этом лишь прочесть в каких-то книгах, поэтому их рассуждения очень напоминают те, которые были характерны для его советских героев.
"Народные мстители" и вовсе напоминают зарисовку, написанную школьником, хотя рассказ в 1997 году был опубликован в журнале "Дружба народов". Четверо сельских стариков, которые проводят досуг, выпивая и покуривая, узнают, что в деревню приехал человек, который когда-то был причастен к отправке сельчан в Гулаг, и решают его...убить.
Убийство не состоялось, поскольку один старик свалился мертвецки пьяным, двое куда-то разбрелись, а к одному подошел сам бывший чекист, поговорил с ним о патриотизме и удалился из деревни.
Никакой психологии в рассказе нет, но тема была актуальной, и Быков, ставший почетным "лицом" тогдашнего Белорусского народного фронта, мощной в ту пору оппозиционной силой, не удержался от соблазна использовать её.
Видимо, молодой человек, мечтающий снять "народный фильм", кстати, протяженностью в один час, думает, что эта тема до сих пор вызывает у людей жгучий интерес. А, может, ничего другого и не читал у Быкова. А вот все фильмы по его произведениям посмотрел, и, по его утверждению, они не все удачны.
Очевидно, свой фильм, если таковой наконец будет снят, он посчитает самым удачным среди них.
Кстати, чтобы сделать рассказ более живым, он дописал в нем некоторые сцены.
Мог ли предположить Быков, что так будут относиться к его творчеству?
В конце жизни он превратил ее по сути в трагедию, хотя, быть может, и не осознавал этого, а если осознавал, то не до конца.
И вот теперь молодой человек, вольно или невольно, превращает ее в фарс...



Другие статьи в литературном дневнике: