Чистка

Галина Айзенштадт: литературный дневник

На одном из партийных съездов Генсек КПСС Брежнев объявил, что создана новая общность - советский народ. Над ним, как всегда, посмеялись.
С исчезновением СССР с карты мира, казалось, время доказало, что он был неправ. Бывшие союзные республики тут же начали отгораживаться от матери-Москвы, выживать русских и усиливать вес и значение местного, коренного населения.
Но прошли годы, и что мы видим теперь? Куда едут жители республик, боровшихся за этническую чистоту? На заработки, а то и с мечтой устроиться на постоянное место жительство? В Россию, прежде всего в Москву и Питер, и готовы учить русский язык, лишь бы остаться.
То есть, семьдесят лет жизни вместе не прошли вхолостую, а оказали воздействие на умы и психологию людей, сумели их сблизить. И закрепиться в сознании людей, что прошлое - оно и твоим осталось, и в тебе.
В то же время национализм, разумеется, не отступает и продолжает вершить свое дело. В бывших республиках были и есть люди, которые продолжают борьбу за то, чтобы те были исключительно однородными по национальному составу и избавлялись от "инородцев", хотя те веками жили здесь.
В благополучной, на первый взгляд, Беларуси это во многом привело к тому, что первыми из нее уехали евреи. В 1989 году здесь жили 112 тысяч евреев, в 1999 - 28 тысяч, 2009 - 13 тысяч.
Следующая перепись населения планируется в 2019 году, и, вполне вероятно, уже не будет и этого мизерного количества евреев. Хотя в последние годы стали раздаваться голоса, что надо бы этот процесс остановить, ведь евреи веками жили вместе с белорусами в одном Великом Княжестве Литовском.
Но вернуть утерянное невозможно, да и не все хотят этого. Стоит, например, почитать историю города Светлогорск, построенного на месте старого поселка Шатилки, изложенную на сайте города, и ни одного упоминания о том, что здесь когда-то жили евреи, вы не найдете.
Теперь Беларусь рискует остаться и без своих поляков. По переписи 2009 года здесь проживало 294 тысячи поляков. К середине 2016 года около 75 тысяч уже получили "карту поляка". А всего за восемь лет после ее введения Польшей - около 170 тысяч.
Эта "карта" чем-то сродни израильскому закону о возвращении, правда, гражданство предоставляет не сразу, а спустя год и после овладения языком.
Интересно, сколько останется в Беларуси поляков к 2019 году, когда будет проведена новая перепись населения?
Были ли у белорусской власти скандалы с поляками страны? Были и пока еще остаются. Дело в том, что после обретения страной независимости здесь возникло два Союза поляков. Один - "официальный", поддерживаемый властью, и второй - равняющийся на Польшу, и преследуемый властями, что приводило к конфликту с Польшей.
Нынешнее руководство Польши стремится подружиться с Беларусью, но два Союза остаются, а молодежь западных областей, в которых большинство населения - поляки, предпочитает ехать учиться в Польшу. И там оставаться.
В общем, мечта националистов, к которым принадлежит значительная часть белорусской интеллигенции, на первый взгляд сбывается:государство становится всё больше "чистым". Правда, остаются русские, и теперь националисты борются против "русского мира".
Здесь им пока еще далеко до победы.
Единственное, о чем они не задумываются:а каким будет это государство, из которого исчезают целые пласты культурно-исторического наследия?
Впрочем, наивно было бы ждать, что они об этом будут задумываться.



Другие статьи в литературном дневнике: