Другой мир

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В Интернете наткнулась на рекламу книги западного автора, посвященную разоблачению Блаватской. Удивительно, как не надоедает "специалистам" мусолить одну и ту же тему. И тем самым в итоге не низлагать, а возводить Блаватскую на тот пьедестал, на который она сама и не претендовала.
Об этом можно судить и по ее высказываниям, и по оценке ее писаний Махатмой Кут Хуми, заметившего в одном из писем Синнетту:"Как в ее кабинете беспорядок и десятикратная мешанина, так и в ее голове идеи натолканы в таком хаосе, что когда она хочет их выразить, хвост вылезает прежде головы".
Точнее не скажешь. Труды Блаватской имеют одну особенность:начиная какую-то тему, она очень скоро растекается мыслию по древу. Почти сразу она обращается к материалам и рассуждениям других авторов - древних философов, современных ученых, исследователей,-чтобы подтвердить или опровергнуть сказанное ею самой.
Таким же образом она поступала и с письменными источниками, в частности, с Библией и трудами каббалистов.
Никакой объективности в этих подходах не было:если ей надо было доказать свои взгляды, она находила необходимый аргумент, например, в той же Библии, и особенно часто ссылается на высказывания Апостола Павла, который явно был ей по душе.
Но чаще всего она буквально набрасывалась на Библию, разносила в пух и прах. Христианство она презирала и клеймила, к иудаизму относилась с холодным презрением, к каббалистам - с определенным почтением, находя у них взгляды, близкие к эзотеристам.
Кут Хуми называл ее фанатичкой, но относился к ней с должным почтением из-за ее преданности идеям эзотеризма и огромной работоспособности, а также крайне подорванного здоровья в результате такой колоссальной нагрузки.
"Управлял" Блаватской не он, а другой Махатма - Мория, который старался, когда возникала слишком большая угроза для жизни подопечной, "подлатать" ее здоровье.
Он тоже прекрасно видел ее недостатки, а также ошибки, допущенные ею при изложении доктрины эзотеризма, что-то пытался исправить, но принимал её такой, какой она была, потому что Блаватская отличалась необычайной преданностью Махатмам:их слово, особенно ее Учителя, было для нее превыше всего, за них она, не задумываясь, готова была положить жизнь.
Кстати, она несколько лет провела в Тибете, и туда же Махатмы обещали взять ее в ее новой жизни.
Как свидетельствует Елена Рерих, в 1924 году она была взята туда в облике мужчины венгерского происхождения. Наверно, ей об этом сказал Махатма Мория, который после кончины Блаватской стал ее Учителем. "Венгру" в ту пору было 33 года.
Интересно бы знать, что стало с самими Махатмами. Из их писем выступают очень живые и интересные личности. Кут Хуми не чужд самоиронии, Мория - сибаритства:"лежу на спине и покуриваю трубку".
Их тоже критики разного толка объявляют то шарлатанами, то вовсе не существовавшими в реальности.
Но как бы скучен и сер был наш мир, живи в нем лишь их критики и им подобные. Все-таки хоть иногда следует усомниться в своей твердолобой позиции и "правоте".



Другие статьи в литературном дневнике: