Показательное молчание

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Даже если Боб Дилан прервет молчание, он уже опустил этих нобелевских "небожителей" до уровня плинтуса. На критику в свой адрес, что при присуждении нобелевских премий они руководствуются политическими и вообще странными мотивами, комитетчики никак не реагируют. А тут уже настоящее презрение выказал сам лауреат. Такого в истории сего учреждения, видимо, никогда не было.
И уж во всяком случае, не было, чтобы после присуждения премии лауреат молчал, а не рассыпался в благодарностях.
Интересно, если бы премию Дилану присудили в прошлом году,- а он и тогда был номинирован,- он бы повел себя иначе? Но тогда ему предпочли Алексиевич, тоже не писателя в исконном смысле этого слова, а "магнитофонного" репортера.
Она-то, конечно, тут же отреагировала так, как привыкли в комитете, и до сих пор продолжает витийствовать. Так, незадолго перед принятием им решения в нынешнем году высказалась в интервью радио "Свобода", что премии достоин Мураками.
По ее словам, "сейчас все за Мураками. Я люблю этого писателя, хотя говорят, что это упрощенная литература. Мне нравится восточная аранжировка событий и их понимание. Мне это интересно".
Какова "глубина" восприятия, а? И у кого это повернется язык назвать произведения Мураками упрощенной литературой? Перепутала с оценкой, которую выносят её книгам? Или решила низвести до своего уровня?
Да и читала ли она Мураками? О какой такой "восточной аранжировке" вообще можно говорить, это ведь не о танцах идет речь!
Интересно, научит ли история с Диланом чему-нибудь этот нобелевский комитет. Сомнительно. То, что он не откликается на их звонки, его представитель с возмущением назвал гордыней.
Отныне будут, наверно, искать не столь гордых и своенравных, а более удобных и покладистых. Как Алексиевич.



Другие статьи в литературном дневнике: