Не чем поживиться, а чем живиться

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Святым Духом всяка душа живится» (Утреня).
Непонятное уму томление внутри, как бы беспричинная тоска... По своей греховности мы можем игнорировать голод и жажду души. Но если душа не насытится на пути своей земной жизни, то безмерно тяжка будет её пустота. Душа болеет от грехов душевными муками, тревогами. Они врачуются в Церкви Христовой. Всякий грех оставляет на душе язвы. Они исцеляются покаянием.
Показателем того, что душа жива, служит стремление к молитве. Ибо молитва – это дыхание души. По словам святых отцов, душа на мгновения молитвы как бы исходит из тела, и навстречу ей выходит Сам Отец.
Святитель Андрей (Критский) определял душу как ум, зрящий Бога.
Святитель Иоанн Златоуст: душа есть сущность, имеющая сродство с небесным, – отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам.
Преподобный Иоанн Дамаскин: душа – сущность свободная, одарённая способностью желать и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум не как что-либо отличное от неё, но как чистейшую часть самой себя. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: душа наша есть отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее; чем меньше - тем темнее, беспокойнее.
Душа есть та связь, которая сообщает человеческой природе возможность быть близкой к Богу, вплоть до прямой связи с Ним. Это орган восприятия и познания Бога. Можно сказать, что это точка приложения исходящей от Него духовной силы. Душа одуховлена Духом Божиим и сообщает нам возможность обожения – достижения подобия с Господом.



Другие статьи в литературном дневнике: