О сердце

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Было в сердце моём как бы горящий огонь» (Иер. 20:9).
Что за огонь? Отвечает преподобный Ефрем Сирин: «Недоступный для всякого ума входит в сердце... Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе… Созерцает Его без очей по слову Христову – "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"».
Исследования науки уже говорят о сердце не только как об органе кровообращения, но и органе восприятия и хранения информации. А Священное Писание говорит о сердце премного больше науки, чуть ли не на каждой странице Библии. Ему придаётся значение главного органа ощущений и чувств, важнейшего органа познания и восприятия духовного.
Несомненно, что сердце связано с душой, это создаёт возможность общения человека с Богом, и следовательно познания духовного мира. Через этот «многострунный инструмент» говорит голос совести, распознаётся грех.
Сердце без связки с душой, без действия Духа легко становится корнем греха: «От сердца исходят помышления злые...» (Мф. 15, 19). Такое пустое сердце не любит Бога, стремится затмить очи разума, силится заглушить любой голос, говорящий о Боге, и нередко успевает в этом и доводит человека до безумия: «Сказал безумен в сердце своём: нет Бога» (Пс. 13:1).
Святитель Василий Великий учил, что у людей с чистым сердцем душа прилепляется к Господу, и Господь, любя такую душу, соединяется с ней. Сердце – это тело души, а ум души по смерти жительствует в небесном Иерусалиме, восходя до третьего неба, присоединяясь к Господу и служа Ему.
Любовь в сердце начинается с познаний душевного ума о Боге, и сердце есть средоточие любви. При наполнении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при молитве и после добрых дел. А воздействие на сердце духа злобы рождает в нём смутную тревогу, жжение и холод, безотчётное беспокойство.



Другие статьи в литературном дневнике: