Из мыслей на полях

Константин Жибуртович: литературный дневник

Я не люблю т.н. «моменты истины». К счастью, их совсем немного в этой жизни, но они случаются. Например, прямой вопрос в лоб через внешние обстоятельства: шовинист ли ты? Признаёшь право другого мыслить иначе? И что для тебя значит христианство?


А не люблю оттого, что предвижу, как небезразличные и даже созвучные в прошлом люди начнут массово этот тест проваливать – из конформизма, страха и нежелания размышлять – в том числе, пробуждая в себе прежде дремавшие инстинкты, почувствовав которые, ты не найдёшь точных слов и просто навсегда прекратишь общение.


Но и созвучное иногда находишь там, где совершенно не ожидал. Вот Сергей Львович Худиев, первый для меня публицист официозной части РПЦ – язык, стиль, мера, искусство умных передёргиваний – всё при нём. Лет пять я читал его не столько с целью поспорить, сколько из филологического интереса: как, благодаря литераторским способностям, не превратиться в Легойду пропаганды РПЦ, не говоря уж о тех, у кого отсутствуют не только ум публициста, но и внятный русский язык.


Да, дар слова позволяет спасти многое в собственном облике. Но не в такие моменты жизни, что случились после 24 февраля.


И внезапно выясняется, что Худиев, при всех гирях пропаганды на ногах, куда ближе к подлинному христианству, чем иные, безотносительно лагерей. Сужу по его страницам, которые по-прежнему читаю. И бьют за это подлинное чаще как бы «свои», для которых ты недостаточно патриотичен и радикален.


Всё верно, я предупреждал ещё в сытом и безоблачном 2009-м: не делайте ставку на эту языческую аудиторию, которой насущны гордые мифы и елейные жития, а воля начальства – священна. Учитесь находить язык с иными: да, с ними, в том числе и т.н. «либералами»* сложно, но если такие люди с вами – лучших и более умных союзников не отыскать.


Разумеется, это не означает полного согласия с тем же Худиевым в частностях и вообще резкого крена мировоззрения и обращения во что-либо. Но я прекрасно вижу, как человек, в его обстоятельствах, обнаруживает стержень – и это не обязательно должно быть связано с диссидентством или мученичеством – просто, не бегать за политическими трендами, не впадать во всеобщие эйфорию или помешательство, не изменять надмирным истинам, негромко произнося об этом для тех, кто пожелает услышать.


Вполне достаточно, и уже неважно, с заглавной буквы или нет, человек пишет слово «епископ» и как часто ему приходится вынужденно бросать кость смирения начальству. Я вообще считаю верхом пошлости призывать к чему-либо, сидя в зоне относительного, но комфорта. А выйдя на баррикады, требовать этого от иных.


Для начала, достаточно научиться не играть на опережение, произнося слова, что наверняка понравятся начальству и политически актуальны, когда никто этого от тебя не требует. И не лгать впоследствии – прежде всего, самому себе.



*Я считаю употребление слова «либерал» бессмысленным штампом, который употребляют ради упрощения и обесценивания несогласных. В пёстрой картине Истории и нынешнего века это уже бессодержательная терминология, как и слово «консерватор».





Другие статьи в литературном дневнике: