О замечательном фиаско

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда я читаю новость о том, что после 10 млн. просмотров ролик картины The Rings of Power (Кольца власти) получил процентов 70 дислайков и негативных отзывов, меня посещает низменное, но справедливое чувство торжества над самоуверенными постмодернистами киностудии Амазон. Вместе со светлым ощущением, что т.н. «массовый зритель» не такой уж болван, которому достаточно подать шикарные пейзажи, костюмы и набор патетичных реплик героев, учитывающих все требования сегодняшней политкорректности.


Творцам постмодернизма не даётся простая истина: профессор Толкин не выдумывал новый мир – он жил им, предлагая нам альтернативу, и не факт, что этот мир более реален, чем писательский. Хотя бы потому, что в нём присутствуют собственные летоисчисления и языки, не говоря уж о неслучайности любого из сотен персонажей.


Толкин работал над трилогией 18 лет (1936 – 1954), совершенно не смущаясь личным неведением о судьбе книги: она могла остаться пиршеством для посвящённых эстетов, принеся автору титул зануды и неудачника. Или – стать крепким произведением со светлым философствованием, которое спасает от нестыковок сюжета и доли искусственности в личностях героев – да, это привет его другу Клайву Льюису.


Толкин – единственный, кто за 500 лет существования мировой литературы, в том числе и русской с её «маленьким человеком» вывел не доблестную истину: Мир спасают провинциальные доходяги-хоббиты, чьи амбиции не простираются дальше благоухающего сада, хорошего урожая, красот фейерверка у старой мельницы, трубки доброго табака с пивом и улыбки красавицы-мещанки Розы. Выпавшие им ноша и судьба даром не нужны: это не долг, не путь к святости, не жажда прославиться на всё Средиземье, а нечто вроде – «ну ладно, раз всё так плохо и больше некому, мы пойдём».


Во всём этом, в равной степени, нет ни приукрашенного жития, ни голливудского эпоса. Толкин кощунственно переводит миф в земную историю: к Бильбо Бэггинсу бесцеремонно пришли гномы, Фродо не мог отказать Гэндальфу, Арагорну и приютившим его эльфам.


Постмодерн в принципе не осознаёт эту проблематику. Скажем, на том уровне, что Питер Джексон, который благодатно понимал, что генеральное отклонение от Толкина равно бездарности содеянного. Здесь таких комплексов нет: для сценаристов чудаковатый оксфордский профессор – некто вроде предтечи Джорджа Мартина, у которого в финале фея обязательно переродится в стерву.


Слава те, хоспади – воскликнет ищущий развлечений зритель – а то я перепугался, что существует горний свет. Но нет, привычная сука. Титры, аплодисменты, тиражи и «Оскар».


Проделать то же самое с Толкином невозможно. Провал уже на стадии трейлера. Замечательно. Хоть и ничему не научит сценаристов Амазона.



Другие статьи в литературном дневнике: