Кратко о нашумевшем инфоповоде

Константин Жибуртович: литературный дневник

В истории иконы «Троица» Андрея Рублёва я никогда не рискну вести искусствоведческий спор о смысле созданного художником. Исторический – о её подлинности. Религиозный – о глубинной разнице между произведением искусства и святыней.


Скажу об ином. Во всём этом инфошуме вокруг перемещения иконы из музея в храм я вижу всё те же знакомые черты русского православия. С культом обряда, доминирующим над богословием и философской стороной веры. Не говоря уж о субъективно-душевной, которую принято отсекать, как «низменную».


Вещизм, магия и поклонение артефактам. В этом языческом, для меня, культе* – стремление очиститься и стать «хорошим» без должного пути, внутренней брани, душевно-интеллектуальных усилий. Всё просто: иконка (святой источник, крещенская купель, пояс Богородицы, дары волхвов, мощи и так далее). Это главное для любых политических лагерей, если вести речь о законах больших чисел – обряд и символизм. И ещё важнее продавить решение своего сообщества.


Во всём этом даже часть подлинной веры для меня отсутствует. Оттого, совершенно неинтересно наблюдать и за дискуссиями. Я лишь надеюсь на то, что при перемещении произведение искусства не пострадает – и уже поэтому лучше бы его оставили нетронутым под присмотром специалистов.



*Поясню, что под язычеством я понимаю не обряд, а его механистичное исполнение вне малейшего понимания и с надеждой на магию, а подлинное богословие и философия христианства вытесняются народными сказаниями и требованиями уклада.



Другие статьи в литературном дневнике: