Кратко о нашумевшем инфоповодеВ истории иконы «Троица» Андрея Рублёва я никогда не рискну вести искусствоведческий спор о смысле созданного художником. Исторический – о её подлинности. Религиозный – о глубинной разнице между произведением искусства и святыней. Скажу об ином. Во всём этом инфошуме вокруг перемещения иконы из музея в храм я вижу всё те же знакомые черты русского православия. С культом обряда, доминирующим над богословием и философской стороной веры. Не говоря уж о субъективно-душевной, которую принято отсекать, как «низменную». Вещизм, магия и поклонение артефактам. В этом языческом, для меня, культе* – стремление очиститься и стать «хорошим» без должного пути, внутренней брани, душевно-интеллектуальных усилий. Всё просто: иконка (святой источник, крещенская купель, пояс Богородицы, дары волхвов, мощи и так далее). Это главное для любых политических лагерей, если вести речь о законах больших чисел – обряд и символизм. И ещё важнее продавить решение своего сообщества. Во всём этом даже часть подлинной веры для меня отсутствует. Оттого, совершенно неинтересно наблюдать и за дискуссиями. Я лишь надеюсь на то, что при перемещении произведение искусства не пострадает – и уже поэтому лучше бы его оставили нетронутым под присмотром специалистов.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|