Почти без комментариевИз новой беседы на Правмире со священником и психологом Петром Коломейцевым: У меня была история. Женщина поехала в монастырь просить благословения на развод. Была уверена, что там все ее проблемы решатся. Муж пил, бил ее, детей. — Венчанные? — спрашивает священник. — Нет. — Так чего же хочешь? Ты ведь в блуде живешь! Поэтому и жизнь у вас блудная. Были бы венчанные, все было бы хорошо: он бы не пил, тебя не бил. Отлично! Найдено решение. Стала жена мужа уламывать. Он отказывался, а потом, скрипя и сопротивляясь, согласился. Обвенчались. Но легче не стало. «Теперь, — говорил муж, — ты от меня никуда не денешься. Нельзя же венчанным разводиться! Придется тебе меня терпеть!» А она не поленилась, поехала в монастырь к тому же монаху. — Всё, как велели сделала, повенчались. Но стало гораздо хуже. Бьет сильнее, пьет, не просыхая. Благословите развестись. — Э, нет, — говорит монах. — Теперь нельзя. Вы же венчанные! Что Господь соединил, человек да не разорвет. — Так он меня убьет. — Может, это и неплохо. Насильственная кончина, мученическая. Могут и к лику святых причислить. — Так дети же! — За них не переживай. Их не оставят этому извергу. В детский дом сдадут, а там глядишь — один архиереем станет, другой — генералом. Та женщина добралась до меня. — В своей жизни, — говорю ей, — вы всегда можете сделать выбор, но жизнью других, детей, рисковать не можете. Считаю, надо разводиться. — Так архимандрит не благословил же! — Так он еще не каноны Церкви, — пытаюсь ей объяснить. — Есть Основы социальной концепции РПЦ, почитаете, ваш случай подпадает. Развод благословляется, например, за оставление семьи без попечения, если супруг имеет зависимость, если психически нездоров, если бьет, издевается, принуждает к аборту, потому что написано же «никто же свою плоть да не возненавидит, но греет и питает ее». Если не греет, не питает, а избивает, можно ли такой брак считать союзом, который следует сохранять? Венчание, может быть, и есть, но союза-то нет. — Ну мы же венчанные, — не унимается собеседница. — Представьте, ваш крестник записался в секту поклонников Вуду. Вы пойдете его раскрещивать? — Чего его раскрещивать. Он уже отступник, уже обнулился. — Вот и я говорю. Если вы видите, что состава брака нет, нет единой плоти и союза, а есть жуткое надругательство над ним. Стоит ли это называть браком? Разводитесь. А если мне не верите, пойдите к духовнику епархии. Отправил ее к отцу Георгию Брееву. И тот с порога благословил разводиться, напомнив, что еще Стоглавым собором монахам запрещено окормлять людей семейных.
Пётр Коломейцев: Вера человека предполагает здоровую консервативную позицию. Такая позиция не просто имеет право на существование, она обеспечивает определенную стабильность в социуме. При этом гармония — это когда консерватизм соединяется с новаторством. Ну кто сказал, что модель семьи, которая была в стародавние времена — это образец и эталон? Где об этом сказано? — В Домострое? — Книга очень передовая для своего времени. В ней говорится, например, что нельзя жену беременную ногой в живот бить…
У меня нет слов. Понимаете, труды Григория Паламы или нашего современника Александра Шмемана – это аспирантура и магистратура. Здесь в начальную школу надо идти. Во всяком случае, я лучше понимаю причины выгорания при еженедельном пастырстве. У меня бы руки опустились где-то через полгода. Дай Бог отцу Петру сил и здоровья.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|