Почти без комментариев

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из новой беседы на Правмире со священником и психологом Петром Коломейцевым:


У меня была история. Женщина поехала в монастырь просить благословения на развод. Была уверена, что там все ее проблемы решатся. Муж пил, бил ее, детей.


— Венчанные? — спрашивает священник.


— Нет.


— Так чего же хочешь? Ты ведь в блуде живешь! Поэтому и жизнь у вас блудная. Были бы венчанные, все было бы хорошо: он бы не пил, тебя не бил.


Отлично! Найдено решение. Стала жена мужа уламывать. Он отказывался, а потом, скрипя и сопротивляясь, согласился. Обвенчались. Но легче не стало. «Теперь, — говорил муж, — ты от меня никуда не денешься. Нельзя же венчанным разводиться! Придется тебе меня терпеть!» А она не поленилась, поехала в монастырь к тому же монаху.


— Всё, как велели сделала, повенчались. Но стало гораздо хуже. Бьет сильнее, пьет, не просыхая. Благословите развестись.


— Э, нет, — говорит монах. — Теперь нельзя. Вы же венчанные! Что Господь соединил, человек да не разорвет.


— Так он меня убьет.


— Может, это и неплохо. Насильственная кончина, мученическая. Могут и к лику святых причислить.


— Так дети же!


— За них не переживай. Их не оставят этому извергу. В детский дом сдадут, а там глядишь — один архиереем станет, другой — генералом.


Та женщина добралась до меня.


— В своей жизни, — говорю ей, — вы всегда можете сделать выбор, но жизнью других, детей, рисковать не можете. Считаю, надо разводиться.


— Так архимандрит не благословил же!


— Так он еще не каноны Церкви, — пытаюсь ей объяснить. — Есть Основы социальной концепции РПЦ, почитаете, ваш случай подпадает. Развод благословляется, например, за оставление семьи без попечения, если супруг имеет зависимость, если психически нездоров, если бьет, издевается, принуждает к аборту, потому что написано же «никто же свою плоть да не возненавидит, но греет и питает ее». Если не греет, не питает, а избивает, можно ли такой брак считать союзом, который следует сохранять? Венчание, может быть, и есть, но союза-то нет.


— Ну мы же венчанные, — не унимается собеседница.


— Представьте, ваш крестник записался в секту поклонников Вуду. Вы пойдете его раскрещивать?


— Чего его раскрещивать. Он уже отступник, уже обнулился.


— Вот и я говорю.


Если вы видите, что состава брака нет, нет единой плоти и союза, а есть жуткое надругательство над ним. Стоит ли это называть браком?


Разводитесь. А если мне не верите, пойдите к духовнику епархии. Отправил ее к отцу Георгию Брееву. И тот с порога благословил разводиться, напомнив, что еще Стоглавым собором монахам запрещено окормлять людей семейных.



***


Пётр Коломейцев:


Вера человека предполагает здоровую консервативную позицию. Такая позиция не просто имеет право на существование, она обеспечивает определенную стабильность в социуме. При этом гармония — это когда консерватизм соединяется с новаторством. Ну кто сказал, что модель семьи, которая была в стародавние времена — это образец и эталон? Где об этом сказано?


— В Домострое?


— Книга очень передовая для своего времени. В ней говорится, например, что нельзя жену беременную ногой в живот бить…




******



Читаю умного священника Петра Коломейцева в обеденный перерыв, как гость с другой планеты. ВОТ ЭТО ВОТ ВСЁ насущно объяснять-растолковывать людям, многие из которых ставят себя выше светских по причине «принадлежности к…».


У меня нет слов. Понимаете, труды Григория Паламы или нашего современника Александра Шмемана – это аспирантура и магистратура. Здесь в начальную школу надо идти.


Во всяком случае, я лучше понимаю причины выгорания при еженедельном пастырстве. У меня бы руки опустились где-то через полгода. Дай Бог отцу Петру сил и здоровья.





Другие статьи в литературном дневнике: