О проблемах школьного образованияНамедни встречался с бывшей одногруппницей. Колоритная и очень толковая девчонка. Долгое время занималась коптским фольклором, отслеживала связи с древнеегипетской мифологией, написала уйму работ на эту тему. Реально, суровый специалист. Я ей по-хорошему завидую. Сам-то я и латынь едва помню, она же - полдюжины древних средиземноморских языков знает. И самоотверженная - шопесдец. В 99-м доискалась до того, что схватила солнечный удар в пустыне и наверняка бы загнулась, если б бедуины не подобрали. Мы тогда здорово перенервничали. Потому что на самом деле Египет - это не только пятизвёздочные ресорты Хургады. Вернее сказать, Египет - это трасса Каир-Шарм Эль Шейх, по которой носятся комфортабельные автобусы с туристами, метрах в двустах по обе стороны - армейские блокпосты, а дальше - фактически неподконтрольные никакому правительству территории, куда и военные не рискуют без нужды углубляться. Поэтому когда девочка перестала выходить на связь (сателлитник сел) - и родители, и кураторы здорово обеспокоились. Это была комедия, как мы с Лёшкой искали её в пустыне. То есть, это оказалось комедией, когда нашли и убедились в дружелюбии бедуинов (они с правительством не очень ладят, а с исследовательницами старины, как выяснилось, вполне). Девочку эта история не обломила, она ещё лет пять шарилась по пескам, а потом всё-таки вернулась в Москву и занялась уже настоящим экстримом: устроилась учителем в обычную, "пролетарскую" среднюю школу. Английский и история. Реально, для меня тоже было открытием, что чисто белая её зарплата сейчас - где-то в районе полтинника в месяц. Рублей, естественно, но, как бы, это уже похоже на какие-то деньги. Обычный учитель обычной средней школы в Москве. Честно, я даже рад этому факту. Ибо учитель - не имеет права быть нищебродом. Аскеза не аскеза, духовность не духовность, но это вредный пример для подрастающего поколения - учительская бедность. Тем вреднее, что бедному учителю ничего не остаётся, кроме как вещать о суетности всего материального, заражая юную поросль своим бессребренничеством и воспроизводя очередное поколение малахольных "нестяжателей". В лучшем же случае - его просто не будут уважать. Поэтому высокие зарплаты для учителей - это гуд. Но всё же, если мы будем платить по полтиннику ВСЕМ учителям - бюджет разорится, боюсь. Соответственно, я бы предложил всё же альтернативную систему устройства среднего образования. Основной сектор - платные учебные заведения. Коммерческие. Естественно, с высокими требованиями к педсоставу и с соответствующими окладами. Конечно, чистых маньяков-садистов может не хватить для заполнения всех учительских вакансий. Но какие есть - будут, по крайней мере, пристроены. Однако ж, я замечал, что склонность к поучениям и властолюбие часто идут рука об руку с богатством. Многие состоятельные люди с определённого уровня начинают мнить себя педагогами - и теперь у них будет возможность стать таковыми. Стоит только заплатить. На что будет похожа жизнь детей в таких заведениях? Гхм, об этом стоит думать их родителям. Но - "зато бесплатно". А для государства - так даже с выгодой. Насколько эта система будет хуже той, что мы имеем сейчас? Ничуть, полагаю. Ибо, что мы имеем сейчас? Качество педагогов? Нет, есть, конечно, и классные, но всё-таки портрет среднего российского учителя - "человек, которого категорически нельзя подпускать к работе с детьми, если те хоть немножко дороги родителям". От богатого пижона с садистскими наклонностями он отличается разве лишь тем, что не богат (а возможно - менее компетентен в предмете и по жизни вообще). Помимо тех низменных инстинктов и комплексов, которые он имеет от природы, его гнетёт ещё и бремя собственного "лузерства", которое он пытается избыть, отыгрываясь на детях. В связи с чем возникает один вопрос: "Какого чёрта государство должно платить ему деньги за это? Хватит и того, что ему предоставлены дети. Что не должно быть бесплатно, впрочем, поскольку запас бедных детей небезграничен, и есть много желающих их помучить". Другие ж наши учителя - возможно, не маньяки и не садисты, но всё равно - большая ошибка с их стороны, что они возомнили себя педагогами (а со стороны государства - что оно берёт их на работу в качестве таковых). Ей-богу, учительница, которая заливается краской и мычит в ответ на простой вопрос: "Марь Иванна, а у вас бывают менструации?" - лучше б в страховые агенты шла. Серьёзно, ненавижу, когда учителя жалуются на "неуправляемость" класса или отдельных индивидов. Они даже не понимают, что тем самым расписываются в полнейшей профнепригодности. И как можно называть "взрослым" человека, который не в состоянии "состроить" три десятка гиперзастенчивых и закомплексованных малюток, имеющих на порядок меньше жизненного опыта? И что бы мы подумали про офицера, который жалуется на то, что солдатики не слушают его и всячески "забижают"? А ведь взвод солдат - это тридцать вооружённых крепких молодых парней, натаскиваемых на убийство. Здесь, правда, скверные педагоги выдвигают то возражение, что в распоряжении офицера гораздо больше воспитательных средств, а неподчинение ему - считается преступлением. Я б таким ответил: "Вы для начала, ребят, научитесь держать себя в руках, не психовать на ровном месте и не поддаваться на провокации. Ибо в 90% случаев - вы и этого не умеете. Ну а когда вас так легко довести до белого каления - удивительно ли, что это становится школьным спортом?" Сам же я - с ностальгией вспоминаю тот месяц, когда подменял свою бывшую одногруппницу (ту самую). Не знаю, как сейчас, но в те времена администрации вполне хватило моего филфаковского диплома и рекомендаций подруги. И для меня - это был незабываемый экспириенс. Не сказать, что в первый день у меня вовсе не возникало побуждения отвесить по подзатыльнику особо борзым, но не сказать и того, что я жутко страдал от невозможности это сделать (этика-с!) В конце концов, в утверждении своего физического превосходства над старшеклассниками - понта немного, но "урывать" их исключительно словесно - куда приятней. Но чтобы окончательно reach them kids - работают самые нехитрые трюки. Вроде, там, поощрения успехов в учёбе возможностью пострелять из вашего "Глока". Смею заверить, даже дети из состоятельных семей - не все имеют такой опыт. И даже самые "пацифичные" эмо - всё равно в глубине души питают страсть к оружию. Пара-тройка магазинов - и они ваши. Что делать, если у учителя нет пистолета? Я бы сказал: "Не идти в учителя", но, возможно, это было бы крайностью. Однако ж, иметь приличную физическую форму и владеть приёмами самообороны - следует и тёткам-учительницам. Весьма странно, что у них, кажется, нет таких курсов в педвузах. Но всё-таки главное - психология и риторика. Как раз то, чем большинство "бесплатных" российских учителей не владеют ни в малейшей мере. Да и вообще выказывают какие-то странные реакции. Например, один только характерный случай, из рассказов подруги. Ситуация с её коллегой, только-только из вуза. Урок в шестом классе. Училка достаёт из сумочки книжку, а вместе с нею - на стол выпадает лента из трёх презервативов. Класс ржёт. Что делает эта чудо-барышня (помимо того, что тупо краснеет)? © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|