О проблемах школьного образования

Артем Ферье: литературный дневник

Намедни встречался с бывшей одногруппницей. Колоритная и очень толковая девчонка. Долгое время занималась коптским фольклором, отслеживала связи с древнеегипетской мифологией, написала уйму работ на эту тему. Реально, суровый специалист. Я ей по-хорошему завидую. Сам-то я и латынь едва помню, она же - полдюжины древних средиземноморских языков знает. И самоотверженная - шопесдец. В 99-м доискалась до того, что схватила солнечный удар в пустыне и наверняка бы загнулась, если б бедуины не подобрали.


Мы тогда здорово перенервничали. Потому что на самом деле Египет - это не только пятизвёздочные ресорты Хургады. Вернее сказать, Египет - это трасса Каир-Шарм Эль Шейх, по которой носятся комфортабельные автобусы с туристами, метрах в двустах по обе стороны - армейские блокпосты, а дальше - фактически неподконтрольные никакому правительству территории, куда и военные не рискуют без нужды углубляться. Поэтому когда девочка перестала выходить на связь (сателлитник сел) - и родители, и кураторы здорово обеспокоились. Это была комедия, как мы с Лёшкой искали её в пустыне. То есть, это оказалось комедией, когда нашли и убедились в дружелюбии бедуинов (они с правительством не очень ладят, а с исследовательницами старины, как выяснилось, вполне).


Девочку эта история не обломила, она ещё лет пять шарилась по пескам, а потом всё-таки вернулась в Москву и занялась уже настоящим экстримом: устроилась учителем в обычную, "пролетарскую" среднюю школу. Английский и история.
Какая у неё годовая зарплата - она не очень интересовалась. До недавних пор - было что-то такое в размере гонорара за одну лекцию в UCLA. Но сейчас с удивлением узнала, что положение вещей изменилось. И поделилась со мной этим удивлением.


Реально, для меня тоже было открытием, что чисто белая её зарплата сейчас - где-то в районе полтинника в месяц. Рублей, естественно, но, как бы, это уже похоже на какие-то деньги. Обычный учитель обычной средней школы в Москве.


Честно, я даже рад этому факту. Ибо учитель - не имеет права быть нищебродом. Аскеза не аскеза, духовность не духовность, но это вредный пример для подрастающего поколения - учительская бедность. Тем вреднее, что бедному учителю ничего не остаётся, кроме как вещать о суетности всего материального, заражая юную поросль своим бессребренничеством и воспроизводя очередное поколение малахольных "нестяжателей". В лучшем же случае - его просто не будут уважать.


Поэтому высокие зарплаты для учителей - это гуд. Но всё же, если мы будем платить по полтиннику ВСЕМ учителям - бюджет разорится, боюсь. Соответственно, я бы предложил всё же альтернативную систему устройства среднего образования.


Основной сектор - платные учебные заведения. Коммерческие. Естественно, с высокими требованиями к педсоставу и с соответствующими окладами.
Возможны, конечно, полная или частичная компенсация платы за обучение из средств всяких благотворительных фондов, всевозможные гранты, учреждение школ меценатами - простор широкий.
Но и поскольку всеобщее бесплатное среднее образование считается большим социальным достижением (я бы сказал, спорное мнение) - сохранить и систему государственных школ (в разумных, конечно, количествах; впрочем, сокращение, особенно на селе, идёт и сейчас).
Как при этом быть с оплатой учительского труда в таких заведениях? А никак. Главная мысль: учитель не должен быть бедным. Поэтому, чем платить ему большие деньги, чтоб он не был бедным, лучше - изначально принимать на работу людей, которые не нуждаются в зарплате.
Чем их заинтересовать? Очень просто. Главное - правильная постановка рекламной кампании.
"Вас одолевают странные желания? Вас снедает жажда власти? Вас достали эти мелкие спиногрызы и хочется отомстить всему их племени?
МЕЧТЫ - СБЫВАЮТСЯ!
Всего за две тысячи долларов Вы приобретаете абонемент, позволяющий Вам в течение целого учебного года безнаказанно измываться над десятками беззащитных юных созданий и претворять в жизнь самые мрачные Ваши садистские фантазии!
Публичная средняя школа - пора выйти из тени!"


Конечно, чистых маньяков-садистов может не хватить для заполнения всех учительских вакансий. Но какие есть - будут, по крайней мере, пристроены. Однако ж, я замечал, что склонность к поучениям и властолюбие часто идут рука об руку с богатством. Многие состоятельные люди с определённого уровня начинают мнить себя педагогами - и теперь у них будет возможность стать таковыми. Стоит только заплатить.


На что будет похожа жизнь детей в таких заведениях? Гхм, об этом стоит думать их родителям. Но - "зато бесплатно". А для государства - так даже с выгодой.


Насколько эта система будет хуже той, что мы имеем сейчас? Ничуть, полагаю. Ибо, что мы имеем сейчас?
Не секрет, что почти все средние школы, числящиеся бесплатными, на самом деле таковыми не являются. Поборы с родителей, под тем или иным видом, вполне сравнимы с ценой обучения в гимназиях.


Качество педагогов? Нет, есть, конечно, и классные, но всё-таки портрет среднего российского учителя - "человек, которого категорически нельзя подпускать к работе с детьми, если те хоть немножко дороги родителям". От богатого пижона с садистскими наклонностями он отличается разве лишь тем, что не богат (а возможно - менее компетентен в предмете и по жизни вообще). Помимо тех низменных инстинктов и комплексов, которые он имеет от природы, его гнетёт ещё и бремя собственного "лузерства", которое он пытается избыть, отыгрываясь на детях. В связи с чем возникает один вопрос: "Какого чёрта государство должно платить ему деньги за это? Хватит и того, что ему предоставлены дети. Что не должно быть бесплатно, впрочем, поскольку запас бедных детей небезграничен, и есть много желающих их помучить".


Другие ж наши учителя - возможно, не маньяки и не садисты, но всё равно - большая ошибка с их стороны, что они возомнили себя педагогами (а со стороны государства - что оно берёт их на работу в качестве таковых). Ей-богу, учительница, которая заливается краской и мычит в ответ на простой вопрос: "Марь Иванна, а у вас бывают менструации?" - лучше б в страховые агенты шла.


Серьёзно, ненавижу, когда учителя жалуются на "неуправляемость" класса или отдельных индивидов. Они даже не понимают, что тем самым расписываются в полнейшей профнепригодности. И как можно называть "взрослым" человека, который не в состоянии "состроить" три десятка гиперзастенчивых и закомплексованных малюток, имеющих на порядок меньше жизненного опыта? И что бы мы подумали про офицера, который жалуется на то, что солдатики не слушают его и всячески "забижают"? А ведь взвод солдат - это тридцать вооружённых крепких молодых парней, натаскиваемых на убийство.


Здесь, правда, скверные педагоги выдвигают то возражение, что в распоряжении офицера гораздо больше воспитательных средств, а неподчинение ему - считается преступлением. Я б таким ответил: "Вы для начала, ребят, научитесь держать себя в руках, не психовать на ровном месте и не поддаваться на провокации. Ибо в 90% случаев - вы и этого не умеете. Ну а когда вас так легко довести до белого каления - удивительно ли, что это становится школьным спортом?"


Сам же я - с ностальгией вспоминаю тот месяц, когда подменял свою бывшую одногруппницу (ту самую). Не знаю, как сейчас, но в те времена администрации вполне хватило моего филфаковского диплома и рекомендаций подруги. И для меня - это был незабываемый экспириенс. Не сказать, что в первый день у меня вовсе не возникало побуждения отвесить по подзатыльнику особо борзым, но не сказать и того, что я жутко страдал от невозможности это сделать (этика-с!) В конце концов, в утверждении своего физического превосходства над старшеклассниками - понта немного, но "урывать" их исключительно словесно - куда приятней.


Но чтобы окончательно reach them kids - работают самые нехитрые трюки. Вроде, там, поощрения успехов в учёбе возможностью пострелять из вашего "Глока". Смею заверить, даже дети из состоятельных семей - не все имеют такой опыт. И даже самые "пацифичные" эмо - всё равно в глубине души питают страсть к оружию. Пара-тройка магазинов - и они ваши.


Что делать, если у учителя нет пистолета? Я бы сказал: "Не идти в учителя", но, возможно, это было бы крайностью. Однако ж, иметь приличную физическую форму и владеть приёмами самообороны - следует и тёткам-учительницам. Весьма странно, что у них, кажется, нет таких курсов в педвузах. Но всё-таки главное - психология и риторика. Как раз то, чем большинство "бесплатных" российских учителей не владеют ни в малейшей мере. Да и вообще выказывают какие-то странные реакции.


Например, один только характерный случай, из рассказов подруги. Ситуация с её коллегой, только-только из вуза. Урок в шестом классе. Училка достаёт из сумочки книжку, а вместе с нею - на стол выпадает лента из трёх презервативов. Класс ржёт. Что делает эта чудо-барышня (помимо того, что тупо краснеет)?
Начинает допытываться, кто их подложил.
Вопрос: зачем? Какая ей, нахуй, разница? Здесь ведь существенный - только один момент. Хорошие это гандоны или отстойные. В первом случае - следует поблагодарить за подарок, как того требует вежливость. Во втором - следует объяснить детям, что это низкосортное изделие и приличные люди такими не пользуются. Этого - требует долг педагога, информировать учащихся по важным вопросам.
Казалось бы, всё просто. Но нет же, некоторых - хлебом не корми, а дай закатить истерику.

Я бы сказал, такие люди наносят действительно непоправимый ущерб детской психике, создавая у воспитанников представление о взрослых как о беспомощных психически неуравновешенных идиотах (как будто мало того, что подобное же представление, в большинстве случаев, ребёнку дают собственные родители).
Меж тем, если пригласить в публичные школы состоятельных, преуспевающих садистов и властолюбцев - дети получат более адекватное представление о том, какие качества ценятся в этом мире. И те из них, кто доживёт до атестата - будут закалёнными и "боеспособными" членами социума. А то, честно говоря, гуманизм гуманизмом, но это уже запредельно - какую размазню даёт на выходе новейшее школьное образование, что в России, что в Европе.



Другие статьи в литературном дневнике: