О добрых детских фильмах

Артем Ферье: литературный дневник

Очень часто, когда встречаешь в Сети обсуждение какого-нибудь культового детского фильма 70-80-х, натыкаешься на практически уже шаблонные такие причитания: "Вот, умели же делать! Не то, что нынче. Вот кабы сейчас наши дети на таких фильмах росли..."


Гхм... Ну ладно, о том, что выдаёт российский кинематограф сейчас, по большей части, - действительно, лучше корректно промолчать. Однако ж, со всей ответственностью могу заявить: те коротко стриженные спортивные ребята, которые в девяносто третьем упражнялись в нетрадиционных аппликациях паяльника, - в восемьдесят пятом с большой вероятностью тащились от "Гостьи из будущего", "Приключений Электроника", "Петрова-Васечкина" и т.п., в полной мере впитывая чистоту и доброту этих фильмов.


Хочу ли я сказать, будто Алиса Селезнёва виновата в том, что в девяносто третьем иные из её поклонников, за неимением миелофона, сканировали мысли жалом паяльника per rectum? Или, может, они до такой степени сроднились с этими нестрашными космическими пиратами, что и в двадцать лет находили забавным подвесить кого-нибудь за ноги с целью интервьюирования?
Нет, это было бы полной хернёй, списывать подобное поведение на вредное влияние детских фильмов. Ибо, подвесить человека за ноги и задавать ему пикантные вопросы - это прикольная игра вне зависимости от того, каких фильмов насмотрелся в детстве.


Но всё же, чего не могу не заметить - даже рискуя вызвать лютую ярость фанатов, воспитанных в "доброте" и "чистоте", - почти у всех советских фильмов для детей есть одно не очень приятное общее свойство. Именно: присутствует всё же какая-то фальшь, натянутость, "закос под детскость" и, зачастую, - весьма такая слащавая, "манифестационная" доброта-чистота-светлота.


Разумеется, в той или иной степени это присутствует. Где-то меньше, где-то больше. В той же "Гостье из будущего" - меньше. Поэтому неудивительно, что кин наилучшим образом ко двору пришёлся. Но всё равно, даже при том, что много там моментов есть "находочных", живых и классных, - в отдельных местах, помню, прошибала всё же оскомина. И хотелось поинтересоваться у "главного по кину": "Дядь, ты дурак или халтурщик? Типа, если для дитёв кино - так всё схавают? Что за картины будущего ты нам тут рисуешь? Что, ****ь, за антиутопия такая, когда два задроченных клоуна проникают на Землю, *****, из глубин космоса, глушат персонал космопорта, гоняются за мальчиками, отбирают у девочек бесценные приборы, и всем - хоть бы ***? Они там чего, все укуренные? У них полиция вообще есть?"


Понимаю, что это резко и довольно субъективно. Но что поделать: сколько себя помню, я был юношей хмуроватым и чертовски рациональным. И на самом-то деле тогда я смотрел этот фильм с интересом смотрел, невзирая на все косяки, но всё равно порой не мог отделаться от ощущения нарочитой глуповатости и сюжета, и спецэффектов, будто бы создатели этак гладят и персонажей, и зрителей по головке: "О, что за прелесть эти дети! Умилительно-съ..." (В других, правда, наших детских фильмах - это ощущение сильнее... за очень редкими исключениями).


Понятно и то, что многие американские детские фильмы - точно такая же, если не большая, слащавая мура, снятая не столько для детей, сколько для взрослых, дрочащих на полумифические в их склеротическом сознании представления о детском мировосприятии.
В действительности, по-настоящему адекватным творением о детях на все времена - я бы назвал "Саут-Парк". Вот там - ни грамма фальши, ни единой покровительственно-снисходительной нотки, а - сплошной чистосердечный кайф.


Правда, почему-то считается, что этот мульт ориентирован на сугубо взрослую аудиторию. Но это, конечно, отмазка. Его и мелкие отлично смотрят. Более того, это реально полезный воспитательный мульт. Без назойливости, без дурной назидательности (вернее, она пародируется там до полной своей противоположности) - он неслабо впиндюривает в детские головки действительно нравственные и гуманные идеи. Понятно, шестилетний ребёнок, тем более, не живущий в Штатах, не может оценить всей красоты стёба. Но главные фишки - ловит по-любому, и прётся.


Впрочем, конечно, Саут-Парк надо смотреть в оригинале. В переводе, даже самом хорошем, львиная доля шарма пропадает. Оно же, кстати, и хороший стимул учить английский.


Правда, если уж о мультах говорить, советские тоже есть шедевральные. Винни-Пух, Карлсон, Маугли - рулят. Что, возможно, удивительно: там и с циничным, черноватым юмором, который так нравится детям, - куда лучше обстоит дело, чем в художественных детских фильмах.


А вот что швах и в советской, и российской кинематографии - так это подростковое кино. Честно, по-моему, "вменяемый" фильм про старшеклассников - только один. "Доживём до понедельника". Да и то, эти загрузы про лейтенанта Шмита - сейчас смотрятся малость диковато (благо, и пурга полная, что там Тихонов прогнал).


Остальные - условно можно поделить так. До середины восьмидесятых - идеализм на грани имбецильности, со второй половины восьмидесятых - социальный "хоррор", где в роли "чужих" снимаются подростки. То есть, такое ощущение, что создатели фильмов действительно жили "в стране эльфов", а как поняли, наконец, что не "эльфов", - так значит, "орков". Обе парадигмы, в общем-то, равно удалены от реальности.


Потом удивляются - почему молодёжь польстилась на "гнусную американскую низкопробщину". Да как бы вам сказать?
Ну вот, чтоб не голословно, сравним два фильма, очень близких по времени выпуска (хотя сейчас это несущественно), близкой "нердовской" тематики и, в общем-то, детских. Помянутую "Гостью из будущего" и "Назад в будущее".
И тут такая штука... Есть люди, которые честно признаются: "Да, объективно, творение Земекиса, конечно, круче по всем параметрам, но Алиса Селезнёва - моя первая мастурбаторная фантазия, и потому любовь на всю жизнь, к которой нельзя относиться объективно".
Но есть люди, которые искренне не понимают, что как бы ни прелестна была в своём роде "Гостья из будущего", Back to the Future - это просто другой класс, другой уровень. И дело не в пресловутых спецэффектах (хотя в "ГиБ" они раздражают своей нарочитостью, а в BtF - нет). Дело - в подходе и в классе драматургии, если угодно. В естественности развития событий, в осмысленности сюжета, каков бы фантастичен он ни был, в глубине и органичности образов, в многослойности и качестве иронии. При этом понятно, что "Назад в будущее" - ни разу не психологическая драма, а вполне себе развлекательное кино, ориентированное, главным образом, на детей и подростков. Но - очень добротно сделанное. Увы, если смотреть правде в глаза, и те глаза не до конца ещё выело угаром антиамериканизма, то приходится признать очевидное: "Гостья из будущего" по сравнению с BtF - довольно-таки школярская поделка, хотя местами весьма милая и остроумная.


Разумеется, я крайне далёк от мысли, будто бы всякий американский фильм лучше всякого советского. Нет, Голливуд обширен, дерьма хватает. Да и советские фильмы (и даже российские новейшей поры) - бывают просто-таки гениальные. Но из детских, боюсь, гениальные только мультики. А в художественных, хоть ты тресни, почему-то упорная мода была такая, что раз для детей - выглядеть оно должно неизменно глуповато и даже "лунатично".


И честно, я бы очень порадовался, если б сейчас наши создатели вышли с чем-то достойным для детишек (гхм, надо заценить этих "Смешариков" и если нормально - рекомендовать Лёшке). Но всё-таки большинство новейших российских поделок производят такое впечатление, что не только эти фильмы от детей хочется спрятать, но и их создателей - от общества.



Другие статьи в литературном дневнике: