О добрых детских фильмахОчень часто, когда встречаешь в Сети обсуждение какого-нибудь культового детского фильма 70-80-х, натыкаешься на практически уже шаблонные такие причитания: "Вот, умели же делать! Не то, что нынче. Вот кабы сейчас наши дети на таких фильмах росли..." Гхм... Ну ладно, о том, что выдаёт российский кинематограф сейчас, по большей части, - действительно, лучше корректно промолчать. Однако ж, со всей ответственностью могу заявить: те коротко стриженные спортивные ребята, которые в девяносто третьем упражнялись в нетрадиционных аппликациях паяльника, - в восемьдесят пятом с большой вероятностью тащились от "Гостьи из будущего", "Приключений Электроника", "Петрова-Васечкина" и т.п., в полной мере впитывая чистоту и доброту этих фильмов. Хочу ли я сказать, будто Алиса Селезнёва виновата в том, что в девяносто третьем иные из её поклонников, за неимением миелофона, сканировали мысли жалом паяльника per rectum? Или, может, они до такой степени сроднились с этими нестрашными космическими пиратами, что и в двадцать лет находили забавным подвесить кого-нибудь за ноги с целью интервьюирования? Но всё же, чего не могу не заметить - даже рискуя вызвать лютую ярость фанатов, воспитанных в "доброте" и "чистоте", - почти у всех советских фильмов для детей есть одно не очень приятное общее свойство. Именно: присутствует всё же какая-то фальшь, натянутость, "закос под детскость" и, зачастую, - весьма такая слащавая, "манифестационная" доброта-чистота-светлота. Разумеется, в той или иной степени это присутствует. Где-то меньше, где-то больше. В той же "Гостье из будущего" - меньше. Поэтому неудивительно, что кин наилучшим образом ко двору пришёлся. Но всё равно, даже при том, что много там моментов есть "находочных", живых и классных, - в отдельных местах, помню, прошибала всё же оскомина. И хотелось поинтересоваться у "главного по кину": "Дядь, ты дурак или халтурщик? Типа, если для дитёв кино - так всё схавают? Что за картины будущего ты нам тут рисуешь? Что, ****ь, за антиутопия такая, когда два задроченных клоуна проникают на Землю, *****, из глубин космоса, глушат персонал космопорта, гоняются за мальчиками, отбирают у девочек бесценные приборы, и всем - хоть бы ***? Они там чего, все укуренные? У них полиция вообще есть?" Понимаю, что это резко и довольно субъективно. Но что поделать: сколько себя помню, я был юношей хмуроватым и чертовски рациональным. И на самом-то деле тогда я смотрел этот фильм с интересом смотрел, невзирая на все косяки, но всё равно порой не мог отделаться от ощущения нарочитой глуповатости и сюжета, и спецэффектов, будто бы создатели этак гладят и персонажей, и зрителей по головке: "О, что за прелесть эти дети! Умилительно-съ..." (В других, правда, наших детских фильмах - это ощущение сильнее... за очень редкими исключениями). Понятно и то, что многие американские детские фильмы - точно такая же, если не большая, слащавая мура, снятая не столько для детей, сколько для взрослых, дрочащих на полумифические в их склеротическом сознании представления о детском мировосприятии. Правда, почему-то считается, что этот мульт ориентирован на сугубо взрослую аудиторию. Но это, конечно, отмазка. Его и мелкие отлично смотрят. Более того, это реально полезный воспитательный мульт. Без назойливости, без дурной назидательности (вернее, она пародируется там до полной своей противоположности) - он неслабо впиндюривает в детские головки действительно нравственные и гуманные идеи. Понятно, шестилетний ребёнок, тем более, не живущий в Штатах, не может оценить всей красоты стёба. Но главные фишки - ловит по-любому, и прётся. Впрочем, конечно, Саут-Парк надо смотреть в оригинале. В переводе, даже самом хорошем, львиная доля шарма пропадает. Оно же, кстати, и хороший стимул учить английский. Правда, если уж о мультах говорить, советские тоже есть шедевральные. Винни-Пух, Карлсон, Маугли - рулят. Что, возможно, удивительно: там и с циничным, черноватым юмором, который так нравится детям, - куда лучше обстоит дело, чем в художественных детских фильмах. А вот что швах и в советской, и российской кинематографии - так это подростковое кино. Честно, по-моему, "вменяемый" фильм про старшеклассников - только один. "Доживём до понедельника". Да и то, эти загрузы про лейтенанта Шмита - сейчас смотрятся малость диковато (благо, и пурга полная, что там Тихонов прогнал). Остальные - условно можно поделить так. До середины восьмидесятых - идеализм на грани имбецильности, со второй половины восьмидесятых - социальный "хоррор", где в роли "чужих" снимаются подростки. То есть, такое ощущение, что создатели фильмов действительно жили "в стране эльфов", а как поняли, наконец, что не "эльфов", - так значит, "орков". Обе парадигмы, в общем-то, равно удалены от реальности. Потом удивляются - почему молодёжь польстилась на "гнусную американскую низкопробщину". Да как бы вам сказать? Разумеется, я крайне далёк от мысли, будто бы всякий американский фильм лучше всякого советского. Нет, Голливуд обширен, дерьма хватает. Да и советские фильмы (и даже российские новейшей поры) - бывают просто-таки гениальные. Но из детских, боюсь, гениальные только мультики. А в художественных, хоть ты тресни, почему-то упорная мода была такая, что раз для детей - выглядеть оно должно неизменно глуповато и даже "лунатично". И честно, я бы очень порадовался, если б сейчас наши создатели вышли с чем-то достойным для детишек (гхм, надо заценить этих "Смешариков" и если нормально - рекомендовать Лёшке). Но всё-таки большинство новейших российских поделок производят такое впечатление, что не только эти фильмы от детей хочется спрятать, но и их создателей - от общества. © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|