Ребусы судьбы

Галина Айзенштадт: литературный дневник

"Все смешалось в доме Облонских...". Эта фраза из толстовского романа в переносном смысле подходит ко многим случаям жизни. Даже для еврейской истории, где действительно все "смешалось". Религия называется иудейской, хотя основателем ее был Моисей из колена Леви, а не потомки четвертого сына Иакова - Иуды.
Правда, одна область древней Палестины со столицей в Иерусалиме будет со временем называться Иудеей, но это случится через сотни лет после Моисея.
Бог после борьбы с Иаковом велел ему впредь называться Израилем, но практически его мало кто так называл, тем более в Египте, где он прожил свои последние 17 лет.
Правда, в далеком будущем, после раздела царства Соломона, кроме Иудейского, появилось Израильское царство, но его нередко называли Северным, чтобы подчеркнуть отличие от Иудейского, Южного.
Население Северного царства израильтянами не называли, ибо одним народом эти десять колен, жившие там, так и не стали. Они продолжали жить кланами (коленами - родами), даже если у них появлялся очередной царь, чаще всего насильно или обманом, или подкупом захвативший власть.
Нынешнее современное государство называется Израилем, но когда группа израильских интеллектуалов обратилось в БАГАЦ, чтобы граждан страны записывали израильтянами, как в Америке, независимо от их происхождения, им было отказано. По мнению судей БАГАЦА, такая мера внесет раскол в еврейский народ. А как будут называться евреи, живущие в диаспоре? Они ведь не могут называться по имени страны, в которой не пребывают. Поэтому евреи должны оставаться евреями, где бы они не жили, быть единым народом.
Эти аргументы выглядят вполне логичными, и их можно понять и принять. Но разобраться в том, почему, скажем, у верующих иудеев такое множество выдающихся раввинов ( у каждого течения - только те, что признаны ими), вероятно, даже не всегда под силу им самим. В сплошь религиозном городе Бней-Браке недавно принято решение - каждую улицу переименовать в честь одного из известных раввинов.
Четыре улицы уже переименованы. Они носили имена известных деятелей сионизма. В религиозном городе они оказались не нужными, и работа в этом направлении будет продолжена. Власти предпочитают такие вещи не замечать.
Эти люди (ультраортодоксы) живут в своем мире, и поступают так, как хотят и считают нужным. Нередко без предупреждения они едут в Шхем, где находится могила Иосифа, любимого сына Иакова. Шхем уже давно передан под палестинский контроль, и не всегда самовольные поездки сюда безопасны.Случались и кровавые инциденты.
Но посетить могилу святого Иосифа считается проявлением особой религиозной преданности и рвения. Светскому человеку трудно понять, почему Иосиф считается святым с религиозной точки зрения. Да, он стал вторым человеком в Египте, простил братьев и помог им устроиться здесь,- но все это мирские дела.
Что касается религии, то иудейской как таковой в ту пору еще не было. Были какие-то ритуалы, но вряд ли Иосиф их исполнял, будучи женатым на дочери жреца.
Да и дети его, признанные Иаковом своими, в будущем, когда еврейство стали считать по матери, а не отцу, как в древности, по сути не были евреями, ибо были рождены египтянкой.
Ничего не известно, что какие-то еврейские обычаи исполнял в Египте и Иаков, которого верующие иудеи тоже считают святым. И погребен он по египетскому обычаю, хотя и в пещере, купленной еще Авраамом:перед этим его тело по египетской традиции забальзамировали, как и самого Иосифа, когда он умер.
По иудейской традиции с мертвыми нельзя иметь дело, и даже был случай, когда группа ультраортодоксов требовала от пилота самолета изменить маршрут, потому что самолет пролетал над кладбищем. Но это не мешает им посещать могилы известных раввинов, не говоря уже о могилы известных святых, и молиться там.
Ребус за ребусом...



Другие статьи в литературном дневнике: