Ностальгия

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Известной чешской писательнице, эмигрировавшей во Францию и много лет прожившей здесь, был задан вопрос, почему она не возвращается на родину, которая теперь свободна. Кундера, рассказывая об этом, пишет, что писательница в ответ задала встречный вопрос, а почему она должна принадлежать одной нации? Она хочет быть свободным человеком, не ограниченного рамками одной страны.
На вопрос "Почему?" каждый эмигрант ответил бы по-своему, равно как и каждый, кто задает его, вкладывает в него свой смысл, в зависимости от того, к кому он обращается. Если к писателю, то, разумеется, полагая, что тот - так принято считать - совесть нации, а потому он должен быть со своим народом и физически.
Если к обычному человеку, то - прежде всего-, а не замучила ли его тоска по родине, то есть, ностальгия.
Термин этот - ностальгия - придуман еще в 1688 году швейцарским врачом Иоганном Хофером. Однако, как полагают исследователи, в широкий обиход оно вошло в первой половине двадцатого века. Самое смешное, что в словаре Даля ностальгия определена как...болезнь.
Впрочем, это теперь подобное определение вызывает у нас усмешку, а в ту пору люди, подогретые писателями и философами, сентиментально-слезливыми стихами и романами, слащавыми пьесками, относились к нему со всей серьезностью. Человеку при таком массированном обстреле можно внушить все, что угодно.
Впору спросить, а почему слово "ностальгия" обрело такое широкое распространение именно в двадцатом веке? Несколько веков спокойно себе дремало и вдруг проснулось? Да потому, что двадцатый век - это век страшных тектонических сдвигов. Уже в 1914 году начинается страшная мировая война, миллионы людей гибнут, покидают насиженные места, оказываются в других странах, в незнакомых и непривычных условиях жизни.
Как тут действительно не заболеть тоской или иначе ностальгией по прежнему, столь привычному и милого сердцу образу жизни? И не случайно слово "ностальгия" не имело столь распространенного хождения в прежние века, когда таких глобальных сдвигов не было, все текло в основном привычно, было устойчиво
Кто имел возможность, годами жил за границей, и ничего, вполне ощущал себя комфортно, даже Тургенев - "третий лишний" при Виардо.
Конечно, добровольный отъезд и принужденная эмиграция - две большие разницы. После событий 1968 года в Чехословакии многие известные представители творческой интеллигенции вынуждены были эмигрировать за границу.
История волн эмиграции из России-СССР тоже хорошо известна. Но когда пали диктаторские режимы, назад вернулись единицы. Отсутствие патриотизма? Нет,- здравое понимание вещей. Они были частью ушедшего времени, там они и остались, а в новом уже появились свои кумиры, и старым среди них делать нечего.
Кроме того, за годы жизни на новой родине, они успели стать ее частью, и почему нужно все бросать ради каких-то "школьных истин"?
Ныне эмиграция перестала быть трагедией и преподносится как таковая. Разумеется, за исключением вынужденных беженцев, которые теряют всё и бегут, куда угодно, чтобы избежать гибели. Речь идет о тех, кто сам решил поменять страну проживания, обдумав все "за" и "против". Это не значит, что эмигранту в таком случае непременно будет сопутствовать успех, но у него есть право выбора, а это очень важно.
К тому же, мир и границы сегодня открыты, всегда можно побывать там, где ты родился и вырос. И чаще всего эти поездки приносят не те ожидания, на которые ты рассчитывал. Мир сегодня так быстро меняется, а с ним и люди, что прежнее быстро уходит в прошлое, и ты в сущности встречаешься с малознакомым тебе миром и людьми, которые поначалу встречают тебя с интересом, но уже завтра им не до тебя, поскольку у них свои заботы и проблемы. А ты ловишь себя на том, что тоже думаешь о своем доме, который уже там, а не тут, и о том, какие дела тебе предстоят вскоре.
В нынешнем мире много болезней, но ностальгия вряд ли принадлежит к их числу.



Другие статьи в литературном дневнике: