Пустые сенсации

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В этой книге, изданной еще в 1999 году издательством "Феникс", собраны два повествования под рубрикой "Исторические силуэты" - "Иисус Навин" Уэлдона Келлера и "Давид" Джерри Лендея. Чтобы привлечь внимание читателя, в аннотации сказано, что имя Навина, "младшего сподвижника Моисея, традиционно затеняется именем легендарного вождя израильского народа", а что касается Давида, то "знаменитой схватки с Голиафом, скорее всего, не было".
Можно было бы и не вспоминать об этом старом издании, но попытки сделать сенсацию на пустом месте, и, кстати, не издательством, а авторами, стало обычным делом. Как-то мне попалась толстенная книга одной дамы,-уж не помню, американки или англичанки, о Марии Магдалине. И тоже с претензией на некое собственное открытие.
На самом деле, ничего более примитивного читать не доводилось. Автор не только не понимает, что представляла та эпоха, в которой жила ее героиня, но и географию и особенности тех мест, где она выросла и жила.
Зато "осветила" модную, библейскую тему, к которой всегда есть интерес.
А что же автор "Навина"? Он просто пересказывает своими словами библейскую книгу, неумеренно восторгаясь своим героем, называя его "могучий воитель и человек веры", пытаясь поставить его, как бы не оцененного справедливо, вровень с Моисеем.
Вот и вся "новизна", но сколько бы елея не возливали на Навина, "вторым" Моисеем он не был, и оставался в тени именно по причине того, что ему до него было не дотянуться ни по каким своим качествам, а не потому, что его "затирали".
Второй автор, Лендей, о своем герое - Давиде - пишет более критически. По крайней мере, не обходит стороной негативные стороны его характера и жизни, не лепит из него святого. И это уже хорошо.
Но в целом большинство книг, претендующих на историчность, оказываются весьма блеклыми. И даже в чем-то наивными. Чувствуется, что авторы воспользовались лишь тем, что лежит на поверхности, не дав себе труда углубиться в тему,посмотреть на своего героя свежим взглядом.



Другие статьи в литературном дневнике: