Посредники

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В советское время Библию практически невозможно было достать. Да и небезопасно. Советский Союз был страной атеистической, религия считалась опиумом для народа, и неудивительно, что Библия была под запретом. Ее привозили из-за границы всякими хитроумными путями, поскольку это считалось преступлением, за которое карали тюремным сроком.
Казалось бы, религиозный Запад избежал подобной ошибки, в нем вера в Бога всегда поощрялась. Каково же было мое изумление, когда из очерка Б. Д. Порозовской "Мартин Лютер", написанного для библиографической серии библиотеки Павленкова, узнала, что будущий реформатор (1483-1546) случайно наткнулся на Библию в университетской библиотеке! И что до этого "он знал лишь те отрывки Евангелия и апостольских посланий, которые читаются в церкви по воскресеньям, и думал, что это всё".
Отныне Лютер только и мечтал о том, "как приобрести самому подобную книгу"! И только, когда он ушел в монастырь, ему удалось приобрести ее и начать изучать.
По сути Святое Писание было сознательно спрятано от народа, и борьба будущего реформатора католической церкви началась с того, чтобы "поставить на первое место авторитет Св. Писания".
Как такое могло случиться, что Святое Писание было по сути подмято под себя служителями церкви, особенно высшей иерархией, чтобы держать народ в темноте и безнаказанно обогащаться, по сути совершенно исказив учение Христа и первых Апостолов? Неужели Христос и в самом деле думал, что жадную человеческую природу можно изменить, что на камне Петра построится та церковь, где каждый страждущий укрепит свою веру и получит утешение?
В одном из интервью, на вопрос, есть ли у адептов какие- нибудь тайные летописи, рассказывающие о жизни Христа, Блаватская ответила, что однажды была в большом пещерном святилище в Гималаях вместе со своим Учителем. "Там было много изваяний адептов. Указав на одно из них, он сказал:"Это тот, кого вы называете Иисусом. Мы считаем его одним из самых великих среди нас".
Адепты по-разному направляют человеческие души. Некоторые приходят, поясняет Блаватская, чтобы учить людей, и обычно входят в традицию как основатели религий. "был Учителем и Назорей." "Он воплотился вопреки советам остальных, передав людям учение раньше времени, движимый состраданием и вдохновленный верой в человечество. Его предупреждали, что время неблагоприятное, но несмотря на это, он решил идти и был казнен по воле жрецов".
Достойно ли человечество сострадания? Как-то ловко оно всё умеет обернуть на свою пользу, даже учение Христа ловкие люди от религии обратили исключительно себе на пользу,- материальную, а не духовную.
И нужны ли вообще посредники между людьми и Богом? Нужна ли церковь (мечеть, синагога), где каждый служитель толкует Библию, Коран, Тору, как он считает нужным?
Если исламским и иудейским лидерам еще удается держать паству в послушании, то католическая церковь, погрязшая в коррупции, сексуальных преступлениях и других страшных преступлениях, теряет свою паству.
Теперь, с избранием нового главы католической церкви, папы Франциска, появилась надежда на ее очищение. Но хватит ли у него сил и времени, учитывая его возраст, выполнить столь сложную задачу? Или надо ждать второго пришествия Христа?
Но даже если Он придет, его опять не узнают и не признают. Человеку легче жить по старым, проверенным рецептам и традициям, чем духовно очищаться и кардинально менять свою жизнь.



Другие статьи в литературном дневнике: