Противоречия

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В Библии немало мест, которые воспринимаются как аксиома. Например, о том, что народ израильский сорок лет питался манной небесной. Ее регулярно посылал с небес сам Господь Бог. Надо полагать, вместо хлеба.
А вот вторая история, с перепелками, представляется куда более запутанной. Израильтяне захотели мяса, Бог почему-то разгневался, велел не жадничать при сборе птицы, а потом она быстро портилась и лезла у непокорных израильтян чуть ли не из ушей.
Я, конечно, передаю факт несколько утрированно, но по сути верно. И у меня давно возник вопрос:а почему Бог гневался? В Библии все сваливается на жадность и непокорность израильтян. Но, поразмыслив, я пришла к выводу, что Бог гневался совсем на другое. По Исходе из Египта у израильтян было много скота, и стада эти приумножались и во время сорокалетнего странствия. Нам представляется, что израильтяне постоянно бродили по пустыне, несчастные и голодные. На самом же деле, они подолгу стояли станом, как в разных удобных местах (пастбищах, при реках), так и у населенных пунктов. Иначе бы их стада не разрослись настолько, как, к примеру, у Рувима с Гадом, что они попросили у Моисея свой удел еще до перехода в Землю Обетованную. Моисей, хоть и скрепя сердце, дал им разрешение, но еще присоединил к ним половину колена Манассии.
О чем это свидетельствует? О том, что израильтяне вовсе не нуждались в мясе, а всегда имели его "под рукой". И не потому ли разгневался Бог на них, что попросили того, что имели?
Бытует мнение, что Пятикнижие Моисея фундаментально переписал Ездра,-тот, который пришел из Вавилона (и,кстати, и вернулся потом туда, не оставшись жить на земле предков), чтобы принять участие в строительстве нового Храма. Это был религиозный фанатик, старавшийся всех и все подмять под себя, выдавая это за веление Бога. А поскольку народ сопротивлялся, гневался и грозил ему разными карами.
Вполне вероятно, что эту желчь он излил и при доработке Пятикнижия. Народ, блуждающий по пустыне, выглядит весьма непривлекательно,- агрессивным, непослушным, озлобленным. И все потому, что был непокорным - Богу и Моисею.
Но тогда ради чего был совершен Исход? Чтобы быть свободным, а не опутанным новыми кандалами.
Разумеется, это мой вывод - светского человека. Явно еретический, с религиозной точки зрения. Но в Библии есть то, чего нет в других произведениях:сколько бы тысячелетий не проходило, ее персонажи воспринимаются, как живые люди, с которыми по-прежнему споришь, не соглашаешься, возражаешь, над их поступками задумываешься, над ними размышляешь.
И это и есть самое удивительное и непостижимое.



Другие статьи в литературном дневнике: