Идущие напролом

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Иногда о человеке, преданном своему делу, говорят с одобрением:"Он фанатик своего дела". Но слово "фанатик" чаще всего вызывает отрицательные эмоции. И не может не вызывать. Ибо тот, кто становится фанатиком, меняется и внутренне, зациклившись исключительно на своей идее-фикс, и располагаясь лишь к тем людям, которые ее принимают.
Вся история человечества, увы, наполнена бесконечным множеством примеров, когда, казалось бы, начатое с самыми благородными целями дело, превращается не просто в свою противоположность, но и наполненное крайней жестокостью и насилием.
Религиозный фанатизм - из этого числа. Немца Мартина Лютера и француза Жана Кальвина считают величайшими реформаторами, основателями протестантизма. Но какими методами насаждались их идеи! И чем они были в своих методах лучше католической церкви, против которой воевали?
И что удивительно, швейцарец Ульрих Цвингли, тоже реформатор-протестант, но проводивший свои идеи более гуманно, оказался не столь популярным и известным, как Лютер, который презирал Цвингли (а признавал ли Лютер вообще кого-нибудь, кроме себя?), и тот же Кальвин?
Борясь с дьяволом, сатаной и прочей нечистью, человек часто даже превосходит их в своем нетерпении и жестокости. И при этом ссылается на Бога.
Бедный Бог! За всё Ему приходится нести ответственность. Не случайно однажды Он уже потерял терпение, раскаялся в том, что создал человека и уничтожил творение своих рук, наслав великий потоп.
Потом, правда, раскаялся уже в содеянном и обещал более не уничтожать человека, признав его несовершенство.
Интересно, как долго будет продолжаться Его терпение на этот раз? Бесконечно? Пока человечество само не уничтожит себя?



Другие статьи в литературном дневнике: