Неоцененный вклад

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Существует "правило":революцию делают одни, а ее плодами пользуются другие. И оно, увы, характерно не только для революций. Эта мысль приходит в голову, когда думаешь об истории Израиля. Хотя идею воссоздания государства Израиль провозгласил австрийский журналист Теодор Герцль, она бы не могла быть реализована без решающего участия евреев Российской империи. Именно они буквально восстали против предложения Герцля образовать еврейское государство в Уганде, поскольку с выделением земли для евреев в Палестине возникли сложности.
Именно евреи Российской империи в конце девятнадцатого- начале двадцатого века -алия за илией- ехали в Палестину, чтобы трудиться здесь в неимоверно трудных условиях и строить новую жизнь. То, что Сталин признал еврейское государство, не могло не быть радостью для русскоязычных евреев.
А дальше всё пошло не так, и почему и как, хорошо известно. А руководители Израиля сделали ставку на США, которые помогли и до сих пор помогают Израилю финансово.
О вкладе русских евреев в сущности забыто, он до сих пор по-настоящему не оценен. Поворот в истории мог бы произойти в начале девяностых годов прошлого века, когда в Израиль совершили алию евреи из СССР-СНГ. Ее вклад в развитие Израиля как бы и признается, но только "по торжественным" случаям.
"Любовь" оказалась вынужденной, и поэтому не принесшей настоящей радости. Израиль упросил США не давать больше виз в свою страну советским евреям, и завернул их насильно в Израиль. Их массовое появление вызвало озлобление местного населения, увидевшего в новых репатриантах нежелательных конкурентов, и вообще чуждых им людей. Ведь оно ничего о них не знало, оно знало только о США и американских евреях.
И здесь надо предъявить не просто претензии, но иск к руководителям государства разных периодов. Первые составы израильских правительств во многом были из тех, кто сам когда-то эмигрировал из Российской империи, затем из тех, чьи родители прибыли оттуда в Палестину.
Казалось бы, им и карты в руки, чтобы говорить о вкладе русских евреев в становление государства, но они словно воды в рот набрали, словно стыдились своего происхождения, словно всячески стремились избавиться от него. Выросли целые поколения коренных израильтян, которые понятия не имеют о том, кто такие русские евреи и какой вклад они внесли в становление Израиля, в мировую историю, в, частности, в победу над фашизмом.
Алии девяностых годов неимоверными усилиями удалось немного сдвинуть заскорузлое израильское общественное мнение. Однако придыхание перед Америкой остается прежним. Это сказывается и на межгосударственных отношениях. США признаются и остаются единственным другом Израиля, а Россия где-то там, на десятом, а то и сотом месте. Ее роль израильскими политиками не осознается, и они, похожи, и не в состоянии ее осознать, поскольку постоянно пребывают лишь в "американских очках".
Тем "русским", которые пробились в израильскую политику, поворота в этой позиции, или хотя бы ее сдвига, добиться не удалось.



Другие статьи в литературном дневнике: