Двойной талант

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Время от времени в белорусских оппозиционных СМИ можно прочесть сообщения о мероприятиях, проводимых белорусской диаспорой в Канаде. Среди их участников уже лет пять встречается имя известной белорусской писательницы Ольги Ипатовой.
Одно из таких сообщений вдруг заставило меня подумать о том, что она обладает редким даром:вовремя оказаться в нужное время в нужном месте. Я хорошо знаю "этапы ее пути",- когда-то написала ее творческий портрет. Ипатова, безусловно, одаренный писатель, автор многих интересных исторических книг о Беларуси. Причем, она увлеклась этой темой, когда к историческому прошлому в республике относились весьма прохладно.
Вместе с тем, после того, как я написала и опубликовала творческий портрет Ольги, у меня осталось какое-то ощущение недоговоренности с ее стороны, и в то же время постоянной, едва заметной подсказки, на чем бы мне следовало остановиться и заострить внимание.
С тех пор мы с ней не общались лично, хотя за ее творчеством и общественной деятельностью я постоянно следила.
И вот теперь, когда Ольга Ипатова стала заметной фигурой белорусской диаспоры, я стала припоминать и выстраивать факты ее биографии, которые позволяют сделать вывод, что она обладает и сильным вторым талантом:умением вовремя быть и "застолбиться" там, где на данном этапе необходимо.
В юности, когда надо было пробиваться в литературу, она постоянно делала акцент на том, что у нее рано умерла мать, а отец отдал ее в детдом, откуда она сбежала.
В комсомоле талантливую сиротку приютили, и со временем она даже стала лауреатом премии ленинского комсомола республики.
На всесоюзную арену тогда пробиться можно было только через Москву. Симпатичная белоруска, учась на литературных курсах, смогла завести много полезных знакомств.
В ту пору было модно и важно публиковать книги писателей и поэтов из союзных республик. Естественно, Ипатова этой возможности не упустила:и сама переводила, и ее переводили. В частности, молодого поэта из Ташкента, который одно время жил с ней в Минске. Тогда же она издала книгу в одном из ведущих узбекских издательств.
Благодаря Москве, Ипатова стала известной на всем советском пространстве.
Но вот СССР распался, белорусские писатели заговорили о том, что теперь от "оккупационной" Москвы, губившей белорусов и их талант, надо избавляться. Среди них был и голос Ольги Ипатовой, которая даже возглавила союз писателей, отколовшийся от основного, который по-прежнему за союз с Москвой (Россией), но со специфической -"посконно-русской", очищенной от "чужих и враждебных элементов"(читай - евреев).
Ни те, ни другие писатели не преуспели, без Москвы их творчество оказалось никому не нужно, тем же европейцам, на которые они так рассчитывали.
Между союзами идет постоянная идеологическая свара, и в самих союзах - тоже:амбиций, зависти, подсиживания.
Все это усугубляется отсутствием спроса на белорусскую литературу в самой Беларуси, а поскольку самим издательствам надо выживать, они предпочитают печать не ее, а чтиво.
Ипатову переизбрали, книги не издавали, но и это обстоятельство мудрая Ольга сумела обратить себе на благо. Пока возглавляла союз, познакомилась с некоторыми европейцами, и даже сумела устроить сына-врача (растила его одна и вырастила прекрасного человека) на стажировку в Германию. Может быть, с дальним прицелом.
Но лучшим вариантом оказалась Канада, где он и стал жить. В Канаде еще много старых, довоенной поры белорусов, уехавших на Запад вместе с родителями, сотрудничавшими с немцами. Все они, как и родители, "борются с антинародной властью", на этот раз с Лукашенко.
Живы до сих пор и отдельные экземпляры тех, кто еще боролся с советской властью на стороне фашистов. И вот записать воспоминания одной такой особы и решила Ипатова, чтобы потом написать книгу.
Так она объяснила свой "временный" отъезд в Канаду в одном из интервью, но, как известно из нашего советского прошлого:нет ничего более постоянного, чем временное.
А еще Ольга уверена, что тот опыт и бесценный архив, который хранится у зарубежных белорусов, крайне важен, его надо изучать и сохранять, и она намерена этим заняться.
Я ничуть не удивлюсь, если со временем Ольга станет одной из главных фигур белорусской диаспоры в Канаде. Главное, чтобы здоровья хватило. Родилась она в 1945-м. Тоже немаленький век, но по сравнению с антисоветскими довоенными "осколками" еще вполне в силе. Во всяком случае, голос ее звучит вполне крепко, когда они все говорят о "российской оккупации" Беларуси, с которой будут бороться и "борются", не щадя живота.



Другие статьи в литературном дневнике: