Раздвоение

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Когда в детстве приходилось читать произведение, где действуют сильные, мужественные герои, восхищение ими переносилось и на автора. И он казался таким же сильным и мужественным, иначе как бы он мог создать таких героев?
Взрослая жизнь не раз убеждала в обратном:"большие" писатели и поэты в будничной жизни оказывались весьма слабыми людьми, а подчас и откровенно трусливыми. Когда они писали, их воображению ничто не мешало. Будничная же жизнь постоянно преподносила сюрпризы, требовала от них каких-то действий и поступков. И здесь они часто пребывали в лучшем случае в откровенной растерянности.
Когда я думаю об этом, я вспоминаю Рыгора (Гришку, как мы обычно называли его в дружеской среде) Бородулин и Василя Быкова. Бородулин - замечательный белорусский поэт, а Быкова и представлять не надо, его и так знают.
В постсоветской Беларуси они сдружились, поскольку оба вошли в члены правления мощного тогда Белорусского народного фронта, стали как бы еще одной его визитной карточкой (для этого их и позвали туда, и они не отказали, ратуя за новую независимую Беларусь).
В тот же период в постсоветской Беларуси стало набирать силу и другое течение - братский союз славянских народов, причем, не только с Россией и Украиной, но и Болгарией, Сербией, другими славянскими народами. У них появились свои печатные СМИ, в которых постоянно писалось о жидо-масонском заговоре, разоблачались "скрытые евреи".
К этим, "скрытым" отнесли и Бородулина с Быковым. О Бородулине всегда пускали слухи, будто он еврей, которого в войну усыновила белорусская крестьянка, когда семью мальчика расстреляли фашисты.
Видимо, эту легенду породили завистники талантливого поэта, ибо бросить тень на происхождение человека, обвинив его к принадлежности к евреям,- любимое занятие подлых людишек.
Быкова к евреям причислили потому, что во втором браке он женился на еврейке (кто проверял национальность его жены, не знаю).
А поскольку Бородулин и Быков дружили, то грязь в злобных статейках разного толка на них лили на обоих сразу.
Естественно, оба переживали, но ничего в ответ не предпринимали. И я как-то задала каждому из них вопрос:"Почему вы молчите?". "А что мы можем сделать? -был ответ.-Вот если бы за нас вступились в Союзе писателей...".
Не вступились. Как не вступился за них и БНФ. И не могли вступиться, поскольку в самом БНФ немало было антисемитов. И не знать этого Бородулин с Быковым не могли. Но молчали, как им казалось, ради великой национальной идеи независимости.
Но, может, больше из-за трусости?
Мне всегда было жаль Быкова, попавшего не в свою среду. Ради нее он постоянно говорил, чуть ли не словами тогдашнего лидера БНФ Зенона Пазняка, об имперских амбициях Москвы, о необходимости избавиться от ее влияния. А ведь именно Москва сделала Быкова тем, кем он стал, иначе он остался бы провинциальным белорусским писателем, несмотря на талант.
Бородулин такую всесоюзную славу не снискал, да и вообще по возможности старался от важных проблем отделываться шуточками.
Быков уже пребывает в ином мире, Бородулин давно и серьезно болен...



Другие статьи в литературном дневнике: