Идентификация

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Русскоязычный израильский писатель Аркан Карив утверждал, что "сионизм является, пожалуй, единственной идеологией по конструированию нового человека, который добился успеха... Сионистам удалось создать абсолютно новое государство в рекордные сроки и со всеми атрибутами нации, истории, социальными конфликтами, футбольными фанатами и общенациональным языком".
Насчет государства Карив был прав, а вот насчет "нового человека" - ошибся. Нет его, нового человека, по-прежнему это разный человек, со своим менталитетом и психологией, сформированными принадлежностью к своей общине,- таких же, как он, выходцев из региона, откуда репатриировались его предки, далекие или близкие.
И сколько бы лет не исполнялось государству, ситуация не меняется, сплав такого разного вида евреев в одну нацию не происходит, несмотря на общий язык. Ведь и языком этим израильские евреи не всегда пользуются дома, предпочитая говорить со своими бабушками и дедушками и родителями на языке, который был и остался для тех родным - языком страны исхода.
Почему так произошло и могло ли быть иначе? И может ли еще быть? Вряд ли, потому что в основе отношений Израиля как государства заложена идея, которая не до конца была продумана, а позже и не корректировалась. Да, она - сионистская, это значит, что евреи должны вернуться на Синай, то есть, туда, где Господь Бог вручил Моисею скрижали завета. То есть, снова обрести свою родину, потерянную тысячелетия назад.
Здесь они будут в безопасности, не будут подвергаться гонениям, построят свой дом, в котором счастливо заживут.
Вернулись, дом построили, но он вовсе не побудил приехать сюда всех евреев мира, как об этом мечтали отцы сионистской идеи. Только в США численность еврейской общины такая же, как в Израиле, а в отдельные периоды была и гораздо больше.
Очень многие евреи из бывшего СССР предпочли Израилю Германию.
И дело не только в том, что в этих странах гораздо выше жизненный уровень. Куда больше отталкивает то, что в Израиле "настоящим" евреем признают лишь того, кто исповедует иудаизм. Свобода вероисповедания существует только на бумаге.
Между тем, национальность и вероисповедание - разные вещи, однако в Израиле между ними ставят знак равенства. В США все граждане, живущие здесь,- американцы того или иного происхождения. В Израиле еврея называют евреем, русского - русским и так далее.
Все попытки некоторых израильских интеллектуалов добиться, чтобы все граждане Израиля назывались израильтянами такого-то происхождения, чтобы не было деления населения на отдельные группы, успехом не увенчались.
Вот и недавно Высщий суд справедливости (БАГАЦ) отклонил очередной такой иск, подчеркнув, что такой нации как "израильтянин", не существует. А несколько лет назад подобный иск БАГАЦ отклонил на том основании, что подобное нововведение мешало бы объединению всех евреев мира.
Но о каком объединении может идти речь? Хотя Израиль и претендует, чтобы выступать от имени всех евреев мира, такого права у него нет. Евреи, живущие в других странах, прежде всего граждане этих стран. Они могут высказывать свое отношение к Израилю, принимать его или нет, но только как частные лица, а блюсти должны и обязаны интересы тех государств, в которых они живут.
На практике так и происходит. В США, к примеру, есть как израильское, так и антиизраильское лобби. Никто не живет и не собирается жить по израильским законам. Как показало недавно проведенное исследование, каждый пятый еврей США не является религиозным. А с 2000 года каждый шестой еврей из десяти имеет не еврейскую супругу.
Американские евреи сами определяют свою еврейскую идентификацию и никому это право не собираются делегировать.
"Новый еврейский человек" вовсе не связывает себя путами сионизма. Он не хочет загонять себя в гетто отживших идей и традиций, а хочет быть частью большого мира. В Израиле, где религия не отделена от государства, где сильно влияние ультраортодоксов, такой свободы нет и не было. И вряд ли будет, поскольку в Израиле всегда и во всём торчат еще и "уши политики".




Другие статьи в литературном дневнике: