Наследство деда

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В этой книге удачно собраны воедино и роман автора, и его дневниковые записи, так что прочитав художественное произведение, имеешь возможность узнать, что думал о нем сам создатель, Александр Чудаков.
Книга названа витиевато -Ложится мгла на старые ступени -, строчкой из Блока. Но в данном случае, как представляется, все-таки требовалось что-то более простое и короткое. Ведь в сущности это повествование об одном человеке - деде, через призму воспоминаний внука. Дед необыкновенный - по физической мощи, разносторонним знаниям и владению великим множеством занятий и ремесел. И, конечно, умению выживать в любых условиях и при любой власти, сохраняя достоинство, как он его понимал.
Передана ли через него эпоха, ведь автор хотел показать, и какую Россию мы потеряли? Пожалуй, не в полной мере, - слишком уж необычна фигура деда, которая лишь убеждает, что выживает индивидуальность, сильный духом человек. А так ли уж много таких в любом обществе? Больше тех, кого удается согнуть, кто сам приспосабливается к новым условиям, как, кстати, дети и внуки деда.
У деда, разумеется, было имя и отчество, но поскольку в основном он называется просто дедом, его имя-отчество быстро забываются. И жалеешь о том, что автор не наделил его каким-то "параллельным" именем:наверняка у него было и какое-то семейное прозвище, а, может, и уличное. И тогда бы образ деда куда более прочно вписался в сознание читателя, как, к примеру, шолоховский дед Щукарь.
Читается роман Чудакова трудно. Наверно, потому, что по манере повествования - это один сплошной рассказ, и даже действия в нем передаются в пересказе. А это утомляет.
Видимо, такова вообще была манера филолога Чудакова, о чем можно судить вот по этой записи 1986 года из его дневника:"Читаю верстку "Мира Чехова". Густо, слишком густо написано, даже сам читаю медленно,- будет непривычно для нынешнего читателя".
Эти авторские слова вполне приложимы и к его роману. Его жанр определен как роман-идиллия. Здесь можно было бы поспорить с автором, ибо идиллией в повествовании и "не пахнет". Сам дед прожил большую - в 93 года - жизнь, и довольно насыщенную, хотя и трудную, и, быть может, даже по-своему счастливую, если бы удалась жизнь его семерых детей. Но она, за исключением, пожалуй, матери повествователя, по-настоящему не удалась ни у кого из них,-была не просто трудной, но нередко трагической.
И дело было не только в том, что наступила новая эпоха - советская, а в том, что даже в домашнем обиходе они не так уж много и умели,- при таком-то отце! Но этот отец, хотел он того или нет, всех подавлял своей мощной фигурой, и потомки, за исключением внука, к которому он был особенно привязан, не обладали и долей той широты и размаха, умения выживать, какими обладал их отец.
Но спорить с автором романа не представляется возможным:он умер 4 октября 2005 года. Как написано в Википедии, "от травмы головы, полученной при неизвестных обстоятельствах". Ни слова об этих "неизвестных обстоятельствах" не сказано и в примечаниях к дневникам Чудакова. А ведь его роман вкупе с дневниками издан в 2012 году. Неужели семи лет не хватило, чтобы "неизвестные обстоятельства" сделать известными?
Странная история, достойная нового романа...



Другие статьи в литературном дневнике: