Вне конкуренции

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Недавно проведенный социологами опрос среди белорусов показал, что за нынешнего президента страны Лукашенко готовы вновь проголосовать почти сорок три процента жителей. За последние несколько месяцев его рейтинг подрос на семь процентов.
Опрос был проведен НИСЭПИ - институтом, который вынужден был покинуть Беларусь и прописался сначала в Вильнюсе, а затем в Варшаве. Так что в благосклонности к Лукашенко его никак не обвинишь, хотя оппозиция, у которой крайне низкий рейтинг (от 2 до 4 процентов), неизменно упрекает социологов в предвзятости.
Обескураженные ростом рейтинга Лукашенко, политологи пытаются найти этому объяснение. Ведь экономическое положение страны довольно сложное. Почему же народ не только не протестует, но еще готов и "увековечить" нынешнюю власть?
Один из политологов решил, что это происходит потому, что большинство противников Лукашенко теперь оказались за границей. Определенный резон в этом аргументе есть. Действительно, после президентских выборов 2010 года, закончившихся побоищем и арестами у Дома правительства тех, кто был несогласен с их итогами и пришел протестовать, наблюдался чуть ли не массовый побег оппозиционеров, и весьма заметных, за границу.
Одни убегали, отсидев некоторое время в тюрьме, другие,- чтобы избежать этой тюрьмы. Однако политолог явно забыл упомянуть, что это далеко не первая волна эмиграции белорусских оппозиционеров за границу. Началась она еще в 1994 году, когда из Беларуси тайно убежали лидер БНФ Зенон Пазняк и его помощник Сергей Наумчик.
За границу при любой возможности переправляли своих детей оппозиционеры-отцы и матери. Молодежь, не имевшая таких родителей, пару раз выходила на "протесты", а потом в статусе гонимых режимов, получали за границей статус политических беженцев.
За границей, в частности, в Литве, Чехии и Польше, белорусские оппозиционеры регистрировали различные организации, - все по той же причине:"у нас диктатура".
Сегодня почти во всех ведущих европейских странах и США есть белорусские эмигранты и разные белорусские организации, а в Праге и Варшаве созданы даже Белорусские дома.
Численность заграничных борцов за свободу Беларуси скоро превысит, если уже не превысило, численность тех, кто еще остался дома. А остались в основном те, кто некогда был "рысаком", начав "бороться" с Лукашенко с того времени, когда он стал президентом. И "борются" до сих пор.
Они, как и он, состарились, поседели, погрузнели, но продолжают по-прежнему представлять себя на коне и убеждать в этом население. Некоторые "старики" даже создали на бумаге оргкомитеты каких-то новых организаций, и пребывают в этом статусе уже не один год. Но зато можно представить себя Европе не просто как отдельную особь, а -представителя некой структуры, пусть и мифической(кто там будет проверять, реальна она или нет?).
Насколько печальна белорусская оппозиционная "картинка", бросилось в глаза на похоронах в субботу, 5 октября, Виктора Ивашкевича. Бывший бэнээфовец (он был членом БНФ с момента его создания почти двадцать лет назад), бывшее доверенное лицо кандидата в президенты Андрея Санникова ( не так давно тот получил политическое убежище в Великобритании), член оргкомитета новой партии, которая так и осталась незарегистрированной,- он был назван в оппозиционных СМИ героем белорусского Возрождения.
Но проститься с героем пришла в основном старая гвардия. Разрыв в оппозиционных рядах между старым поколением борцов и молодым давно стал заметен. Молодежь не видит и не чувствует себя преемниками нынешних "аксакалов" оппозиционной политики. Слишком долго они засиделись в своих креслах и сделали всё, чтобы в их партиях молодежь не могла продвинуться и занять их места. Поэтому молодежь пытается создавать свои организации или бороться в одиночку, а в конечном счете уезжает за границу.
"При деле" остаются всё те же "старики", которых такое положение вполне устраивает. Никто не подсиживает, конкуренции нет, можно ездить "по Европам" и разглагольствовать на тему отсутствия свободы в Беларуси и необходимости борьбы с режимом Лукашенко. И готовиться к очередным президентским выборам, теперь уже 2015 года.
Надо ли удивляться тому, что в такой ситуации население не видит иного выбора, как вновь избрать Лукашенко президентом? Вслух, как всегда, оппозиция будет выражать недовольство, говорить о фальсификации выборов, а в душе останется довольнпй:пока Лукашенко - на политической сцене, они свой кусок хлеба с маслом у Запада вытребуют.



Другие статьи в литературном дневнике: