Указующий перст

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Постоянные комментарии священников или раввинов по любому поводу не могут не раздражать. Если бы они делали свои заявления как частные лица,-другое дело. Но они произносят их от имени Бога и самая излюбленная фраза таких "комментаторов" - "Это не божье дело", словно они лучше других знают, что - Божье, а что - нет, лишь потому, что одели соответствующую "жреческую" одежду.
Вот и сейчас нет недостатка в комментариях представителей церкви по поводу рождения детей у Пугачевой-Галкина. И самый сильный "аргумент":вы пошли против Бога, покайтесь!
Мне и таким, как я, женщинам, самим рожавших своих детей, безусловно, трудно представить, что это сделала бы за меня другая женщина, как трудно представить и психологию суррогатной матери. Но это их выбор,- тех, кто идет на такой способ появления детей. Значит, они сумели справиться со столь сложной психологической ситуацией. За что их осуждать? Да еще пугать Богом?
Не по-божески поступают как раз те, кто рубит с плеча и выносит такие приговоры. Как разительно отличается от них Папа Римский Франциск! Его первого, католического священника, пригласил председатель Кнессета быть почетным гостем Кнессета, когда в следующем году Франциск прибудет с визитом в Израиль.
И действительно, кому бы не хотелось встретиться и послушать этого мягкого в отношении паствы и строгого в отношении своих забронзовевших коллег человека! Высокий сан лишь усилил его прекрасные качества именно как человека.
Думая о Франциске, невольно вспоминаешь умершего на-днях духовного лидера сефардских евреев и создателя партии ШАС Йосефа Овади. Сколько грязи вылил он на русскоязычных евреев, не считая их евреями, как легко бросался словами "дьявол", "сатана" в адрес русскоязычного политика. И даже насчет Катастрофы высказался в том духе, что это наказание евреям за то, что они "не так" жили в своих прошлых жизнях.
Его указующий перст был для его паствы непререкаемым и обязательным для исполнения. Иначе как великим мудрецом она его не называла и будет называть и в дальнейшем. Русскоязычные евреи в большинстве своем, скорее всего, испытали чувство облегчения от того, что теперь им легче будет дышать, когда эта глыба отодвинута в сторону. Ибо с этим мудрецом всегда заигрывали политики, хотя в большинстве своем они к сефардской общине никакого отношения не имеют.
Овадий же их благосклонно поощрял к такому поклонению, потому что в ответ политики платили ему дополнительными услугами, в частности, выделением больше средств на ультраортодоксальные заведения.
Даже теперь, когда Нетаниягу пришел посидеть вместе с семьей раввина, находящейся в семидневном трауре, один из сыновей Овадьи, которого отец "протолкнул" в главные раввины Израиля от сефардской общины, стал объяснять премьеру, что отец был недоволен законом о призыве ультраортодоксальной молодежи в армию. И премьер обещал подумать, что "можно сделать".
Что тут общего с верой в Бога? А ведь всё от его имени преподносится и во имя Его.
Бедный Бог, как Ему нелегко с такими верующими!



Другие статьи в литературном дневнике: