Юбилей

Галина Айзенштадт: литературный дневник

На минувшей неделе исполнилось двадцать пять лет со дня создания Белорусского народного фронта. В связи с этим упоминалось и имя Василя Быкова, который входил в оргкомитет, а потом и в руководящие органы БНФ.
Зачем ему, человеку до этого абсолютно не публичному, понадобилось всё это? Разумеется, захватил ветер перемен, на которые так все надеялись с приходом Горбачева, как захватывал он многих из нас. А у Быкова еще был и друг, которым он восхищался, и с которого, видимо, старался брать пример,- Алесь Адамович.
А еще, вероятно, Быкову льстило, что оппозиционная молодежь избрала его, известного писателя, своим символом,- все ми мы, в конце концов, люди - в той или иной мере - со тщеславием.
Увы! В творческом плане Быков как писатель после этого скончался раньше, чем умер физически. Он был известным советским писателем. Известным его сделала Москва. "Новый" Быков-бэнээфовец заговорил на другом языке:Москва оккупировала Беларусь, Москва мешала развитию национального самосознания, и прочее в таком духе.
Писать он стал на чуждые ему темы:как в годы гражданской войны белорусские повстанцы воевали против советской власти. Это вымученный материал, которого он не знал и не пережил, в отличие от военной прозы, потому что сам воевал.
Адамовича уже не было в живых, и общаться ему практически было не с кем, кроме "товарищей по борьбе". А те вовсю использовали его имя, убеждая писателя, что ему грозит лично Лукашенко, и практически заставив уехать из Беларуси, вначале в Финляндию, затем в Германию и Чехию, откуда он тайно убежал из-под их опеки обратно домой, но уже будучи смертельно больным.
БНФ существует до сих пор, но это уже не та организация, в которой состоял Быков. В 1997 году за границу сбежал лидер Фронта Зенон Пазняк, и пытался руководить им оттуда. Но большая часть бэнээфовцев такой стиль руководства не приняла, и БНФ раскололся:меньшая часть осталась с Пазняком, превратившись в христианско-демократическую партию, которая больше существует на бумаге, чем на деле, а большую возглавил один из соратников Пазняка, а потом и следующий, пока власть в БНФ не захватили люди, пришедшие в БНФ именно для этой цели, поскольку ранее они к Фронту никакого отношения вообще не имели.
"Старики" же Фронт покинули, и теперь юбилей его отмечали аж в трех местах:в одном собрались родоначальники БНФ, во втором в нынешнем БНФ, а в третьем - в партии Пазняка, с которой он общается из Варшавы по скайпу.
Так что, может, и хорошо, что Быков не дожил до столь "славного" юбилея, который, кстати, партия Пазняка отметила и тем, что объявила, что будет выдвигать Пазняка на Нобелевскую премию, правда, не уточнив, в какой номинации,- то ли мира, то ли литературы:за рубежом Пазняк написал много книг о борьбе за свободу Беларуси и сам их издал.
В Беларуси выдвижение оппозицией и "оппозиционными" литературными суполками (организациями) разных кандидатов на Нобелевскую премию превратилось в рутинное и привычное дело. Выдвиженцев уже наберется целый десяток, правда, никто премию так и не получил, в том числе и Василь Быков.
Вряд ли получит ее и Зенон Пазняк. Но зато имя окажется на "мировом" слуху.



Другие статьи в литературном дневнике: