Поменять закон о президенте РУ

Алишер Таксанов: литературный дневник

Обратился в Виртуальную приемную Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан со следующим текстом:


Закон «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН» от 23 апреля 2003 года, принятый Олий Мажлисом Республики Узбекистан, является самым ярким примером политического лицемерия и правового нигизма в истории страны. Этим нормативным актом депутаты поставили главу государства выше граждан, выше Конституции, возвели в ранг Небожителя и святого. Этим самым был раскручен новый шаг к усилению культа личности Ислама Каримова, приданы ему полномочия, которые способствовали к свертыванию демократического пространства и развитию репрессий в отношении тех, кто был не согласен с деятельностью президента.
Свидетельством этого являются не только антиконституционное пролонгирование власти Ислама Каримова, но и участие в выборах после двух сроков подряд, а также коррупционные дела старшей дочери Ислама Каримова — Гульнары, против которой возбуждено уголовное расследование в ряде европейских стран; нетранспарентность бизнеса младшей — Лолы («Абу-Сахий»); репрессивные действия в отношении оппозиции и независимых журналистов; изгнание зарубежных гуманитарных структур (Хьюманс Райтс Вотч, Фонд Сороса, Фонд Евразия); рейдерские захваты иностранных компаний («Оксус», «Зерафшан-Ньюмонт», «Ян Интернешнл»); зажим прессы и бизнеса; запреты гражданам на шествия и митинги; блокировка Интернета; расстрел андижанцев в 2005 году; несправедливые тендеры (Дворец Международных форумов и стадион «Бунедкор») и т. д.
Данный закон следует аннулировать, поскольку он не только противоречит Конституции (статья 16 утверждает: «Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции“) и здравому смыслу, но и аморален, не соответствует принципам социальной справедливости, фактически формирует непотизм и коррупционную среду в самой высшей должности государства.
Необходимо принять новый закон, в котором бы невозможны были те деяния, что дали депутаты президенту в 2003 году. Хочу пройтись по некоторым статьям вышеуказанного закона и пояснить, в чем я не согласен:



Статья 2. Неприкосновенность Президента Республики Узбекистан
Данная статья предусматривает как неприкосновенность самого президента, так и его жилых и служебных помещений, багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов. Данное правило распространяется и на экс-президента. Особо отмечается: «Экс-Президент Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной и иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий Президента Республики Узбекистан. Он не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру».
В чем я не согласен и что предлагаю:
- в новом законе должна быть предусмотрена возможность импичмента со стороны парламента, после чего отставленный от власти или экс-президент может быть подвергнут аресту и суду, если против него предъявлены обвинения в совершении преступления. Президент не может быть более равным среди равных (Статья 18 Конституции: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения“, то есть у президента нет более высокого статуса перед законом);
- у президента не может быть иммунитета от закона, так как президент может совершить уголовное преступление (захват власти, измена государству, превышение служебных полномочий, получение взятки, убийство, покушение на конституционный строй, создание нелегальных организаций, уклонение от налогообложения, сокрытие валюты на таможне и т.д.), так и административные правонарушения (невыплата алиментов, нарушение ПДД и т.д.), а значит, не вправе депутаты освобождать как действующего, так и бывшего президента от ответственности. Если президент служит честно, то и боятся ему преследования со стороны закона не следует. Вышеуказанная позиция характерна только для той персоны, кто изначально планирует совершать преступления во власти, и закон дает, получается, карт-бланш в этом;
- у президента не может быть больше прав, чем у обычного гражданина. У него больше полномочий, а значит, он обязан быть открыт в своих действиях, его указы и решения должны носить транспарентный характер. Дипломатический иммунитет лишь в период исполнения обязанностей;
- экс-президент не имеет больше представительских функций от избирателей, поэтому он также не вправе иметь иммунитета, в том числе дипломатического. Экс-президент должен совершать зарубежные поездки как рядовой гражданин.



Статья 4. Обеспечение деятельности ПрезидентаРеспублики Узбекистан. Материальное и социальное обеспечение
В данной статье определено, что нанесение ущерба чести и достоинству президента/экс-президента не допускаются и преследуются законом. Оплата его труда производится в порядке, установленном законодательством, а также предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней. Экс-президент занимает пожизненно должность члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Экс-президент независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70% месячного должностного оклада действующего президента. Кроме того, жизнь и здоровье экс-президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего президента. Вдова экс-президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия у нее других источников средств к существованию.


В чем я не согласен и что предлагаю:
- подавать иск по факту нарушения чести и достоинства президент должен как рядовой гражданин, а не президент. Президент — публичное лицо, которое обязано воспринимать критику, даже если она кажется оскорбительной; если не хочешь оскорблений — не становись публичной фигурой. Президент одним указом может влиять на судьбу всего народа и одной личности, поэтому критика президента является единственно возможной формой протеста (кстати, как оценить ущерб, если кто-то назвал президента дураком?);
- экс-президент не должен занимать пожизненных должностей ни в Сенате, ни в Конституционном суде, НИГДЕ. Сенат — это место избирательное, то есть экс-президент должен участвовать в парламентских выборах как рядовой гражданин и кандидат от партии. Места в Сенате ограничены 100 единицами, если каждый экс-президент будет занимать должности члена Сената, то будут урезаны представительства от регионов и каптированые от действующего президента. Чем будет занят экс-президент — его его уже личное дело;
- экс-президент не имеет право на какое-либо процентное денежное содержание от зарплаты президента, так как его полномочия прекратились, и народ не обязан его содержать дальше;
- нет пояснений, почему экс-президент должен страховатся за счет государства. Подобному страхованию подлежат лица опасных профессий (военнослужащие, спасатели, егеря, альпинисты, врачи в зонах эпидемий), а работа президента проходит в комфортабельных условиях (охрана, искусственный климат, дежурные врачи) и его работа не связана с риском для жизни. Президент — наемный избирателями работник, который оперирует ресусами страны в интересах народа, и не более;
- народ избирает во власть президента, а не его супругу, поэтому назначение ей пенсии за счет потери кормильца является не самой лучшей идеей. Она должна САМА заработать себе на пенсию или жить за счет социальной помощи, если малоимущая (Статья 39 Конституции: «Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях“).
Кстати, здесь закон допускает ГЕНДЕРНОЕ неравенство, ибо не предусматривает избрание женщины на должность президента. Получается, вдовец не может претендовать на то, что указано в действующем законе.



Статья 5. Обеспечение жильем, связью и транспортом. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение. В этой статье президенту предоставляются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области, он обеспечивается всеми видами связи, ему предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи президента. Президенту и членам его семьи, проживающим совместно с ним, предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. Экс-президенту за счет государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция в Ташкентской области с соответствующим обслуживанием и охраной (расположенной в урочище Кайнарсай Ташкентской области); он также имеет право бесплатно пользоваться на территории республики специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы. Более того, экс-президенту Республики Узбекистан предоставляется за счет государства персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание; право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-президента, проживающие совместно с ним или сопровождающие его. Экс-президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения президентом исполнения конституционных полномочий.


В чем я не согласен и что предлагаю:
- закон больше озабочен проблемами экс-президента, чем дает гарантиии деятельности действующего; складывается впечатление, что президент озабочен своим будущим, чем реальной работой в настоящем;
- ни президент, ни его члены семьи (которых народ не избирал), не могут отдыхать за счет государства, так как они все имеют заработную плату и обязаны оплачивать свой курорт и отдых сами. Кроме того, члены семьи также не вправе пользоваться государственным автотранспортом, ибо их деятельность не связана с государственным управлением или президент не может им передать часть своих полномочий. Статья 69 Констиции определяет: «Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним“, иначе говоря, дети президента не являются сиротами, и государство не обязано им предоставлять отдельные услуги;
- парламент не вправе раздаривать имущество государства без ясного и четкого пояснения, и поэтому передача в частную собственность жилья, стоимостью в миллионы долларов, — это подкуп должностного лица и узаконенное хищение госсобственности. Поэтому вышеуказанный объект должен быть возвращен государству;
- экс-президент не имеет полномочий, поэтому к чему ему правительственная связь?
- льготы и привиллегии даются, если на то пошло, президенту, экс-президенту, почему они распространяются на членов его семьи, которые не избирались и не занимались управлением государства?
- обслуживание жилья экс-президента не должно осуществляться за счет государства, он обязан сам оплачивать за обслуживание своего дома, квартиры, включая коммунальные и прочие услуги, как любой другой гражданин.



Предлагаемые позиции, которые должны найти свое отражение в новом проекте закона «О деятельности президента»:


Первое, в период своей деятельности президент не может быть награжден орденами и медалями от национального государства (исключение – награды от иностранного государства), получать звания Народного/заслуженного артиста, академика или профессора (исключение – присвоение звания «почетный профессор» от зарубежных учреждений). Он не может защищать кандидатскую или докторскую диссертацию. Он не может иметь льгот по уплате налогов и таможенных сборов.
Это связано с тем, что обладая самыми высокими полномочиями и влиянием, президент может создать предпосылки, что он незаслуженно получит награды и звания, степени. Оценка деятельности президента может быть дана лишь после окончания полномочий/отставки/выхода на пенсию и т.д.


Второе, президент обязан декларировать свои доходы и имущество. Декларировать обязаны его супруга/супруг, дети, внуки. Он доложен платить все налоги наравне с другими гражданами. Отчет о доходах президента и семьи должны быть в открытом доступе (в печати, Интернете). Должностной оклад президента следует публиковать официально в СМИ, и он должен быть увязан от минимальной заработной платы, выплачиваться исключительно в национальной валюте.


Третье, президент не вправе назначать членов своей семьи, близких родственников на высшие государственные должности (премьер-министр и его заместители, министры и заместители, главы комитетов и заместители, руководитель Центрального банка и заместители, хокимы областей и городов и заместители). Они могут занимать должности лишь в среднем звене (начальники отделов).
События в Азербайджане (супруга президента стала вице-президентом) и Таджикистане (дети президента – глава столицы и замминистра иностранных дел) продемонстрировали опасную для государства коррупционную тенденцию и создания новых форм клановости/трайбализма и непотизма.


Четвертое, члены семьи президента и его родственники, занимающие коммерческие должности, не могут подавать заявки на получение госзаказов и участия в тендерах на государственные закупки.
Поскольку в ином случае будут видны коррупционная связь и несправедливый подход в проведении конкурса/тендера.


Пятое, члены семьи президента (супруг/супруга, дети и внуки) не вправе быть гражданами иного государства, так как из-за совместного проживания им могут быть известны государственные секреты. Более того, это порождает недоверие у народа к собственной стране, если дети/внуки президента предпочитают жить вне родины.


Шестое, президент не вправе получать подарки в виде собственности или денежных сумм от парламента, правительства, а также частных лиц/партий/движений в период своей деятельности, а экс-президент — от государственных органов. Подарки от иностранных государств стоимость выше определенной суммы от МЗП должны передаваться в государственную казну.


Седьмое, президент не должен пи-арить свою личность через издание своих книг, своего изображения и цитат речей через баннеры, плакаты, документальные фильмы о себе. Аттестация государственных чиновников не может быть увязано со знанием книг и речей президента. Следует бороться с проявлением культа личности.



Дата обращения 05.03.2017 22:56:40
Введите ключевую фразу, полученный при подаче обращения
 XHCKAJY



Другие статьи в литературном дневнике: